Международное движение капитала. 5.2. Международный технологический обмен. 5.3. Международная миграция рабочей силы.

5.1. Наряду с международной торговлей в современном мировом хозяйстве имеет место крупномасштабное международное перемещение факторов производства: капитала, технологий и рабочей силы. В экономическом плане международное движение факторов производства принципиально не отличается от перемещения потоков товаров и услуг, а при их изучении используется сходный микроэкономический инструментарий анализа. Более того, современная экономическая теория исходит из того, что торговля и движение факторов до известных пределов могут замещать друг друга, т. е. выступать как субституты.

Капиталу свойственна высокая степень международной мобильности, его движение происходит в процессе перемещения финансовых потоков между кредиторами и заемщиками различных стран, между собственниками и их фирмами, которыми они владеют за рубежом.Международные потоки капитала подразделяются на ряд форм в зависимости от признака, положенного в основу классификации: ссудный и предпринимательский капиталы, прямые и портфельные инвестиции, частный и государственный капиталы, краткосрочный и долгосрочный капиталы.

Международные потоки капитала устремляются туда, где реализация инвестиционных проектов обеспечивает большую отдачу. В результате выигрыш получает как мировое сообщество в целом, так и каждый из партнеров по международному движению капитала. Кроме того, международный кредит способствует сглаживанию уровней потребления в процессе отдельных фаз делового цикла.

Кредит является традиционной и старейшей формой международных экономических отношений, он обеспечивает доход в виде процента по займам, торговым кредитам, депозитам и т. д. Движение ссуд в международной экономике рассматривается как специфический случай межвременной торговли, в процессе которой текущее потребление обменивается на потребление в будущем. Нормальное функционирование системы международного кредитования и заимствований временами прерывается кризисами мировой задолженности, когда отдельные нарушения равновесия принимают массовый характер. Сильная мотивация к отказу страны от платежей по внешнему долгу возникает при отрицательном значении сальдо заемных операций или базового трансферта. Страны с высоким уровнем внешней задолженности во избежание банкротства могут обратиться к стабилизационной программе МВФ.

Рост прямых зарубежных инвестиций связан с деятельностью многонациональных фирм, которые в послевоенный период превратились в важный элемент мировой экономики. Фирма считается многонациональной, если: во-первых, она осуществляет продажи своей продукции более, чем в одной стране; во-вторых, ее филиалы или предприятия расположены в двух или более странах и, в-третьих, ее собственники являются резидентами различных стран. Многие многонациональные фирмы отвечают всем трем перечисленным признакам одновременно.



Причины возникновения многонациональных фирм весьма разнообразны, но все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка и, в частности, с наличием тарифов и других ограничений на пути развития международной торговли, сильной монопольной властью производителей факторов производства, валютным контролем, транспортными издержками, характером отдачи от масштаба, различиями в налоговом законодательстве и т. д. Выделяют горизонтально и вертикально интегрированные, а также диверсифицированные типы многонациональных фирм.

Дискуссии экономистов и политиков по поводу деятельности многонациональных фирм ведутся по следующим проблемам. Во-первых, экономическая эффективность деятельности фирм такого рода. Перемещая производственные ресурсы из стран, где они имеются в избытке, в страны, испытывающие их нехватку, многонациональные фирмы способствуют более эффективному размещению мировых факторов производства, а следовательно, и общему росту производства в мире. Во-вторых, справедливость распределения полученного выигрыша от увеличения мирового объема производства между принимающей страной и страной базирования. В-третьих, соотношение монопольной власти крупных многонациональных корпораций и суверенитета государства.

ВАЖНО:

В литературе обычно выделяют следующие формы международного движения капитала:
1. По источникам происхождения различают государственный и частный капитал.
Официальный (государственный) капитал — это средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Он совершает движение в виде займов, ссуд и иностранной помощи.
Частный (негосударственный) капитал - это средства частных компаний, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за границу по решению их руководящих органов и их объединений. Источником данного капитала являются средства частных фирм не связанные с государственным бюджетом. Это могут быть инвестиции в создание зарубежного производства, межбанковские экспортные кредиты. Несмотря на автономность компаний в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство за собой право его контролировать и регулировать.
2. По срокам размещения выделяются кратко-, средне- и долгосрочные вложения капитала. К долгосрочным относят обычно вложения на срок более 15 лет. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций обычно являются долгосрочными. Среднесрочный капитал - вложение капитала сроком от 1 года до 5 лет. Краткосрочный капитал — вложение капитала сроком до 1 года.
3. По целям кредитования различают прямые, портфельные и ссудные инвестиции.
Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения (страна-реципиент) капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения контрольного пакета акций иностранной компании. ПИИ практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала. Они являются реальными вложениями, осуществляемыми в предприятия, землю, другие капитальные товары.
Портфельные иностранные инвестиции — вложение капитала в иностранные ценные бумаги (сугубо финансовая операция), не дающие инвестору права контроля над объектом инвестирования. Портфельные инвестиции приводят к диверсификации портфеля экономического агента, снижают риск инвестирования. Преимущественно они основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги. Портфельные инвестиции представляют собой чисто финансовые активы, выраженные в национальной валюте.
Прямые инвестиции связаны с собственностью и правом контроля над предприятием. Портфельные дают лишь долгосрочное право на доход, связанный, в основном, с ростом курса акций. Прямые и портфельные инвестиции относятся к предпринимательскому капиталу. Как правило, они благоприятно влияют на состояние платежного баланса страны. Ссудные инвестиции связаны с иностранными займами и кредитами в различных формах, требующих платности, срочности и возвратности. Преимуществом ссудного капитала является относительная свобода их использования.



5.2. Технологии, будучи развитым фактором производства, обладают высокой международной мобильностью. Материальной основой возникновения и функционирования технологического рынка является международное разделение технологий, которое представляет собой исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение этого товара в отдельных странах.

Рынок технологий функционирует в условиях правовой защиты научно-технических знаний и интеллектуальной собственности. Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются патенты, лицензии, копирайт, товарный знак или марка.

Важнейшими экономическими агентами на мировом рынке технологий выступают фирмы развитых стран. На них приходится абсолютно преобладающая часть оборота мирового технологического рынка. В России за годы рыночных реформ произошел обвальный спад расходов на научные исследования и разработки, снизилась до критического порога изобретательская активность, наблюдается большая “утечка умов” за границу. Страна стала объектом получения технического содействия от мирового сообщества вместе с другими развивающимися странами и странами с переходной экономикой.

Важнейшими формами международной передачи технологий являются торговля лицензиями, франчайзинг, инжиниринг, контракты “под ключ”, контракты на управление.

Совершенствование рыночного механизма международной передачи технологий приводит к повышению эффективности распределения данного фактора между странами, росту выгоды, получаемой торговыми партнерами. Однако рынок технологий характеризуется высокой степенью вмешательства государства, которое путем создания явных и скрытых ограничений на вывоз технологий стремится сохранить научно-техническое лидерство в той или иной области. При возведении барьеров на путях перемещения технологий государство в ряде случаев руководствуется соображениями национальной безопасности, мотивами политического и идеологического характера.

5.3.Миграция рабочей силы представляет собой перемещение лиц трудоспособного возраста из страны в страну на длительный срок и вызывается причинами экономического и иного характера. Внешняя миграция складывается из эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Различают возвратную и безвозвратную, трудовую и переселенческую, легальную и нелегальную миграции. Миграционные процессы последних лет характеризуются не только ростом масштабов, но и появлением новых черт, которых не наблюдалось в прошлом.

Международная миграция связана с определенными издержками и в тоже время приносит известный выигрыш. Как издержки, так и выигрыши могут иметь экономический или иной характер. Свободная миграция изменяет уровень благосостояния отдельных экономических агентов внутри стран, участвующих в этом процессе, а также сказывается на общественном благосостоянии всей страны и мирового сообщества в целом.

Экономический эффект миграции рабочей силы не ограничивается только воздействием на объем производимого продукта, он распространяется на перераспределительные процессы, оказывая сложное и противоречивое влияние на объем государственных расходов и налогов как в отечестве, так и за рубежом.

Помимо экономического эффекта миграция рабочей силы сопровождается рядом последствий, которые находятся за рамками традиционного экономического анализа и часто не поддаются обычной рыночной оценке. Многие из таких последствий представляют собой отрицательные внешние эффекты, что толкает принимающие страны к осуществлению мер государственного регулирования миграции.

Важнейшими формами регулирования миграции со стороны государства являются установление количественных квот иммиграции, избирательность по отношению к лицам, въезжающим в страну, контроль за сроками пребывания мигрантов в принимающей стране, стимулирование реэмиграции.

Билет №9

Страны-участники мировой торговли обмениваются между собой как товарами и услугами, так и ресурсами, необходимыми для их производства, т.е. факторами производства. Наиболее подвижным фактором производства является капитал, хотя, как правило, его движение подвергается более жесткому регламентированию со стороны государства. Капитал активно инвестируется за рубеж, а также приходит из-за рубежа в качестве нвестиций в национальную экономику. Международная миграция (перемещение) товаров и факторов производства взаимосвязаны, они дополняют и замещают друг друга. Страна с относительно избыточными трудовыми ресурсами и нехваткой капитала может импортировать капиталоемкие товары и экспортировать трудоемкие товары. Или она может привлечь иностранный капитал, создать на своей территории капиталоемкое производство. При этом излишки рабочей силы могут эмигрировать в те страны, где рабочей силы не хватает и уровень заработной платы значительно выше. Страна с относительно избыточным капиталом и дефицитом рабочей силы может экспортировать капиталоемкие товары и импортировать трудоемкие товары, либо экспортировать капитал в страны с более высокой процентной ставкой и нормой прибыли (например, за счет дешевого труда, сырья, энергетических ресурсов), а также может привлечь иммигрантов из стран с избыточной рабочей силой.

В литературе встречается следующее определение движения капитала: Движение капитала – миграция капиталов между странами, приносящее доход их собственникам. В свою очередь, международная миграция капитала включает экспорт, импорт капитала и его функционирование за рубежом.
Мировое движение капитала в современных условиях служит фактором усиления интернационализации производства, увеличения темпов экономического роста и уровня занятости, развития передовых отраслей промышленности и превращает финансовые рынки в важнейший стимул развития мирового хозяйства.
Международное движение капитала оказывает огромное влияние на мировую экономику. Это проявляется, прежде всего, в том, что международный трансферт капитала способствует росту мировой экономики. Это связано с тем, что страна обеспеченная капиталом или капиталоемкими товарами может наладить производство за рубежом путем инвестиционых вложений. Получить больший экономический эффект, чем в результате внешней торговли. Обуславливается это тем, что в стране, принимающей капитал, может быть более дешевая рабочая сила, сырьё или более благоприятных инвестиционный климат, такой как наличие свободных экономических зон или низкие экологические стандарты.
Особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс ввоза и вывоза капитала. В целом государственная политика по привлечению иностранного капитала стала более либеральной. С начала 1990-х годов стремление привлечь иностранных инвесторов становится одной из важнейших тенденций экономической политики большинства стран мира.
Международное движение капитала не предполагает физического перемещения из страны в страну производственных зданий и сооружений, оборудования и других инвестиционных товаров. Однако если машины и оборудование перевозятся в страну в качестве вклада в уставной капитал создаваемой или приобретаемой там фирмы, то в этом случае сделка будет рассматриваться как вывоз капитала.
На пути международного движения капитала стоят меньше барьеров и ограничений, чем на пути миграционных потоков рабочей силы. Но потоки движения капитала связаны с немалыми рисками. Информация о кредитоспособности может быть недостоверной. Существуют риски политического характера. Кроме того, если экспроприация иностранной собственности представляет собой редкое явление, то дискриминационные иностранные налоги довольно распространены. Наконец, зарубежный инвестор сталкивается с проблемой колебаний валютных курсов.
Основными субъектами мирового рынка капиталов являются частный бизнес, государства, а также международные финансовые организации (Мировой банк, Международный Валютный Фонд).

Билет #10

В целом, международное перемещение капитала, его высокая мобильность в настоящее время являются положительными факторами экономического развития, способствуют техническому прогрессу, укрепляют международное разделение труда. Однако можно говорить особо о положительных и некоторых отрицательных моментах, связанных с миграцией капитала, отдельно для его экспортеров и импортеров. Итак, положительными результатами для стран — доноров капитала является: 1) возможность более эффективного использования капитала по сравнению с внутренним применением; 2) расширение своего влияния на мировом рынке; 3) вынос экологически вредных производств за пределы страны. Положительными последствиями вывоза капитала в страну можно считать: 1) развитие или реанимация отстающих отраслей производства за счет финансовой подпитки извне; 2) появление новых рабочих мест, уменьшение социальной напряженности, связанной с безработицей; 3) возможность для отсталых стран пользоваться технологическими достижения цивилизации. Отрицательные последствия для стран- экспортеров: 1. отвлечение финансовых ресурсов, необходимых для развития отечественной экономики (особенно при «бегстве капитала»); 2. сокращение количества рабочих мест. Отрицательные последствия вывоза капитала для государств, импортирующих капитал: 1. угроза экономической безопасности государства из-за захвата «экономической власти» в стране иностранными государствами или корпорациями, возможность превращения в своеобразную «экономическую колонию» и зависимость от метрополии в решении внешних, а иногда и внутренних проблем; 2. возможность вывоза в страну устаревшего оборудования и товаров, продуктов «второй свежести», бывших в употреблении, second handa; 3. рост внешних долгов страны и необходимость в связи с этим изымать огромные финансовые ресурсы для выплаты текущих процентов по кредитам; 4. потеря части налоговых и таможенных поступлений из-за демпинговых цен, используемых экспортирующими странами; 5. низкая оплата труда на совместных предприятиях или в филиалах иностранных компаний (низкая по сравнению с оплатой в странах-донорах); 6. изъятие из страны импортных финансовых вложений может привести к инфляции, снижению курса национальной валюты.

Билет№11

Просим фотки конспекта, не знаю точно, что СЭР хотел бы услышать

Билеты #12,13

Процесс перемещения трудоспособного населения из одной страны в другую для трудоустройства на более выгодных условиях называется международной трудовой миграцией. На международную трудовую миграцию в рамках теории мировой экономики существуют различные точки зрения.

Так, неоклассическая теория отмечает, что международное перемещение рабочей силы из страны-донора в страну-реципиент приводит к росту благосостояния принимающей страны, так как приток иностранных рабочих выгоден предпринимателям принимающей страны. Это можно объяснить тем, что рост предложения труда в принимающей стране снижает уровень заработной платы, что оказывается выгодным предпринимателям страны-реципиента, поскольку снижаются издержки производства и растут прибыли. При этом неоклассическая теория считает, что экономическое развитие страны, из которой уезжает рабочая сила, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается, так как отток рабочих из страны-донора снижает предложение труда на национальном рынке труда. В результате уменьшается конкуренция на национальном рынке труда за рабочие места и уровень заработной платы растет, поэтому оставшиеся в стране-доноре рабочие выигрывают.

Неокейнсианская теория, наоборот, считает, что экономическое положение страны, из которой уезжает рабочая сила, ухудшается, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи в научных кругах широко обсуждалась идея введения налога на «утечку мозгов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды социально-экономического развития стран.

В последние годы приоритет получает теория человеческого капитала. Согласно этой теории накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития стран, поэтому международное перемещение рабочей силы из одной страны в другую оказывает влияние на темпы экономического роста. При этом основной причиной международной трудовой миграции являются межстрановые различия в оплате труда. Как правило, рабочая сила перемещается из стран с более низким уровнем ВВП на душу населения в страны с более высоким уровнем ВВП на душу населения.

На практике выделяют две группы причин международной трудовой миграции. Самые распространенные - это экономические причины, например поиск работы, повышение доходов, уровня жизни. Кроме экономических, существует и масса других причин: политические, религиозные, расовые, национальные, семейные. Все последние причины можно объединить в одну группу - неэкономические причины.

К экономическим причинам относятся:

- различный уровень экономического развития стран, что влечет за собой и различную оплату труда рабочей силы. Естественно, что рабочая сила перемещается из стран с более низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем жизни, т. е. с более высоким уровнем ВВП на душу населения;

- наличие безработицы на национальном рынке труда. Существование безработицы в некоторых странах становится важным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, поэтому всегда рост безработицы внутри страны заставляет людей искать работу за пределами ее национальных границ;

- зарубежная деятельность транснациональных корпораций. Функционирование транснациональных корпораций предполагает перемещение части рабочих к рабочим местам, расположенным за границей в зарубежных филиалах транснациональных корпораций.

К неэкономическим причинам относят политические, религиозные, экологические, политические, расовые, национальные, семейные. Каждая из неэкономических причин способна привести к крупным межстрановым перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная трудовая миграция, возникшая по экономическим причинам.

Международная трудовая миграция включает два встречных потока: эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция (экспорт рабочей силы) - выезд трудоспособного населения из данной страны за границу.

Иммиграция (импорт рабочей силы) - это въезд трудоспособного населения в страну из-за границы.

Для оценки масштабов международной трудовой миграции используются следующие статистические показатели:

- масштабы выбытий - число эмигрантов, выбывших из страны за рубеж с целью трудоустройства за определенный период;

- масштабы прибытий - число иммигрантов, прибывших в страну с целью трудоустройства за определенный период;

- сальдо миграции (чистая миграция) - разница между числом прибытий в страну и числом выбытий из страны за определенный период. Сальдо миграции может быть положительным, если число прибытий превышает число выбытий, и может быть отрицательным, если число прибытий меньше числа выбытий;

- валовая миграция (общая миграция) - сумма числа прибытий и выбытий в стране за определенный период.

Международная трудовая миграция осуществляется по следующим основным направлениям.

1. Из развивающихся стран в развитые. В индустриально развитых странах более высокий уровень жизни, чем в развивающихся странах. А это одна из основных причин международной трудовой миграции. В развитых странах, как и в любых других странах, есть непрестижные с точки зрения местного населения рабочие места, без которых, однако, невозможен нормальный производственный процесс. Эти места, как правило, и занимает иностранная рабочая сила. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении. В Бельгии иностранная рабочая сила составляет половину всех местных шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих. Кроме того, огромные масштабы приобрела международная трудовая миграция из развивающихся стран в развитые высококвалифицированных специалистов («утечка мозгов»). Этот фактор, с одной стороны, негативно сказывается на экономическом развитии развивающихся стран, а с другой - положительно влияет на экономику промышленно развитых стран, позволяя экономить часть государственных средств, необходимых для подготовки специалистов высокой квалификации.

2. Между развитыми странами. Международная трудовая миграция, существующая в рамках промышленно развитых стран, обусловлена в большей степени неэкономическими причинами, чем экономическими. В этом случае международная миграция рабочей силы происходит, например, из-за возможности обеспечить профессиональный рост, сделать карьеру, занять место в престижной фирме в другой стране. Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран Европейского союза. После того как с 1 января 1993 г. Евросоюз объявил себя единым рыночным пространством, в его границах развивается общий рынок рабочей силы. Это значит, что жители стран - членов ЕС могут свободно перемещаться из страны в страну с целью трудоустройства.

3. Из развитых стран в развивающиеся. В этом случае квалифицированные специалисты едут на работу в развивающиеся страны по приглашению правительства или отдельных фирм.

4. Между развивающимися странами. В подобном варианте основной причиной международной трудовой миграции становится повышение уровня жизни. Международная миграция рабочей силы между развивающимися странами осуществляется в основном между новыми индустриальными странами Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) и странами - экспортерами нефти (ОАЭ, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт), с одной стороны, и иными развивающимися странами - с другой.

Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С распадом СССР и образованием России к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. При этом наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует «опасность колонизации» российского Дальнего Востока и Сибири китайским населением. В целом, по официальным данным, в России работает 283,7 тыс. иностранцев. Наибольшее количество иностранных работников занято в строительстве - 39,3%. В промышленности, торговле, сельском и лесном хозяйствах работают соответственно 12,5%, 12,2% и 11,4% иностранцев. Наименьшее количество иностранной рабочей силы занято в коммерческой деятельности и на транспорте - 8,6% и 5,0% соответственно.

В середине 90-х гг. активизировалась международная миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья. Основная причина этой миграции экономическая - рабочие из этих стран едут в Россию на заработки. Среди стран ближнего зарубежья основными экспортерами рабочей силы в Россию являются: Украина - 32% от общей численности работающих иностранцев, Молдова - 4%, Беларусь - 3%. Наиболее актуальная проблема, которая возникает в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья в Россию, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решать из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либерального иммиграционного законодательства. Помимо миграции рабочей силы из стран СНГ, существует проблема беженцев и вынужденных переселенцев. В России, по различным оценкам, количество беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ достигает 5 млн. человек.

Следует отметить и миграцию рабочей силы в Россию из развитых стран. Так, по оценкам, в России работают 14,3% иностранцев из Польши, 10,3% - из Финляндии, 9,6% - из Великобритании, 8,8% - из Германии, 6,75% - из Франции.

Обозначенные направления международной трудовой миграции меняются с изменением экономических условий развития в отдельных странах и регионах.

Больше всего иммигрантов приезжают в США, Канаду и Австралию, так как ВВП на душу населения в этих странах один из самых высоких в мире - 37 348 долл., 28 162 долл. и 29 143 долл. соответственно. В США преобладает доля иммигрантов из развивающихся стран Азии и Латинской Америки (до 88%). Одной из наиболее актуальных проблем США, как и других стран, является проблема нелегальных иммигрантов. По оценкам американских специалистов, число нелегальных иммигрантов в США превышает 4,5 млн. человек, большинство из которых - рабочие из Мексики.

Канада является вторым крупным центром международной миграции рабочей силы. В Канаду, как и в США, иностранные рабочие мигрируют из различных стран, но больше всего из развивающихся стран, где более низкий уровень жизни.

После США и Канады Австралия является третьей страной, принимающей трудовых мигрантов. Однако в последние годы международная трудовая миграция существенно затруднена национальным законодательством. В Австралии государство проводит миграционную политику, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны.

В Западной Европе центрами иммиграции являются Германия и Франция. Основными странами-донорами являются: Турция, Югославия для Германии; Испания, Португалия для Франции.

Широко использует труд иностранных рабочих и Азия, которая является развивающимся регионом. Необходимость использования иностранной рабочей силы возникла в 70-х гг., когда в условиях стремительного роста цен на нефть потребовалась реорганизация национальных хозяйств в нефтедобывающих странах Ближнего Востока (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман и др.). Однако эти государства не располагали необходимыми для этого трудовыми ресурсами, поэтому нефтедобывающие страны увеличили импорт рабочей силы, и к началу 90-х гг. иностранные рабочие составляли подавляющее большинство в Катаре - 92%, ОАЭ - 90%, Кувейте - 85%, Саудовской Аравии и Бахрейне - 40%, Омане - 34%. В качестве главного экспортера рабочей силы выступал Египет, доля которого в общем объеме эмигрантов в данном регионе достигла 75%. Странами-донорами для нефтедобывающих стран Ближнего Востока стали также Бангладеш, Индия, Пакистан, Филиппины.

Еще одним центром притяжения иностранных иммигрантов в азиатском регионе являются новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея). Вследствие ускоряющегося экономического роста и повышения уровня ВВП на душу населения (28 027 долл., 24 480 долл., 20 000 долл., 17 908 долл. соответственно) эти страны стали привлекательными для иностранной рабочей силы из других стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

В Латинской Америке центрами иммиграции являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла. В этих странах уровень ВВП на душу населения более высокий, чем в других странах Латинской Америки (11 586 долл., 7767 долл., 4909 долл. соответственно). В этот регион в основном направляются эмигранты из других стран Латинской Америки для работы в сельском хозяйстве и на машиносборочных предприятиях - филиалах крупных автомобилестроительных транснациональных корпораций «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «ФИАТ».

В Южной Африке основным центром международной трудовой миграции является ЮАР - самая богатая страна африканского континента с ВВП на душу населения 10 492 долл. Сюда едут иммигранты из всех других африканских стран. Согласно теореме Столпера - Самуэльсона в результате развития внешней торговли и выравнивания относительных цен на товары происходит изменение цен на факторы производства в разных странах. В конце 40-х гг. П. Самуэльсон доказал теорему, известную как теорема о выравнивании цен на факторы производства, или теорема Хекшера - Олина - Самуэльсона. Согласно этой теореме, при выполнении целого ряда предпосылок внешняя торговля ведет к выравниванию цен не только на товары, но и на факторы производства. Однако в реальной действительности в результате действия целого ряда противодействующих факторов (несовершенства конкуренции на мировом рынке, активного вмешательства государства в сферу внешнеторговых отношений и т. д.) эта теоретическая возможность не реализуется, и цены на факторы производства в разных странах существенно различаются.

Рассмотрим условный пример. Предположим, что происходит миграция рабочих из стран с более низким уровнем жизни (Мексики) в страну, где средний уровень реальной заработной платы выше (США). Для упрощения предполагаем, что на рынках труда в этих странах существует совершенная конкуренция, причем качество труда (уровень квалификации, профессиональной подготовки и т. п.) одинаково. Если миграция между двумя странами запрещена, то равновесие на рынках труда в Мексике и США будет определяться соотношением спроса и внутреннего предложения .Пусть в этом случае равновесная ставка заработной платы за труд одинаковой квалификации составит 10 долл. в час в США и 5 долл. в час в Мексике, а количество занятых - соответственно 120 и 40 млн. человек.



Если США и Мексика снимут все ограничения на миграцию рабочей силы, то мексиканские рабочие, стремясь получить большую оплату за свой труд, будут эмигрировать в США. Предложение труда в Мексике будет сокращаться .При прежнем уровне спроса на труд это приведет к повышению часовой заработной платы. В США, наоборот, предложение на рынке труда будет за счет иммигрантов расти.Растущая конкуренция между рабочими на рынке труда США обусловит снижение равновесной часовой ставки заработной платы.

Теоретически эмиграция мексиканских рабочих должна была бы продолжаться до тех пор, пока в США уровень заработной платы будет выше, чем в Мексике. Это значит, что свободная миграция должна была бы через некоторое время привести к выравниванию уровней заработной платы в двух странах. Однако более реалистичным будет предположение, что такого полного выравнивания не произойдет, поскольку переселение в другую страну связано для мигранта со значительными издержками. Поэтому выигрыш в зарплате для мексиканских рабочих должен быть достаточным для компенсации этих издержек.

Предположим, что в результате притока мексиканских рабочих насовал ставка заработной платы в США снизится с 10 до 9 долл., а в Мексике возрастет с 5 до 7 долл. Разница в 2 долл. в уровнях заработной платы будет достаточна, чтобы 8 млн. мексиканских рабочих предпочли переехать в США. В свою очередь, в США снижение ставки заработной платы приводит к возникновению дефицита на рынке рабочей силы ,который покрывается за счет притока мексиканских рабочих.

Каково же воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в обеих странах? Оно неоднозначно. В Мексике отток рабочих снижает конкуренцию за рабочие места и уровень заработной платы растет. Поэтому рабочие, оставшиеся в стране, выигрывают Мексиканские предприниматели несут потери, потому что растут их затраты на выплату заработной платы рабочим .Таким образом, страна эмиграции в результате оттока рабочей силы несет чистые потери (проигрыш предпринимателей больше выигрыша оставшихся в стране рабочих). Вместе с тем мы должны учесть, что та часть мексиканских рабочих, которая решила эмигрировать в США, определенно выигрывает, поскольку получает за свой труд более высокую оплату. Однако было бы неправильно исчислять размер их выигрыша путем умножения количества эмигрантов на прирост заработной платы. Номинально мексиканцы получают за свой труд в США 9 долл., но реально их заработная плата возросла лишь до 7 долл.: 9 долл., полученных в США, равноценны 7 долл., полученным в Мексике, поскольку остальное уходит на покрытие издержек миграции. Поэтому выигрыш эмигрантов составит область е + t + g (произведение количества эмигрантов на прирост заработной платы в стране эмиграции). Если мы учтем этот выигрыш, т. е. если мы будем считать, что мексиканские рабочие уехали за рубеж временно и по-прежнему являются гражданами Мексики, то в этом случае страна эмиграции будет иметь чистый выигрыш (g).

Обратные процессы происходят в принимающей стране (США). Растущая конкуренция на рынке труда приводит к снижению заработной платы, в результате чего американские рабочие несут потери. Предпринимателям в США, напротив, выгоден дополнительный приток рабочей силы, их прибыли растут, и они получают дополнительный выигрыш. В целом для США приток иностранных рабочих выгоден (выигрыш американских предпринимателей больше проигрыша американских рабочих).

Таким образом, мы видим, что, как и в случае с международной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы с чисто экономической точки зрения делит общество на выигравших и проигравших, что обусловливает неизбежность государственного регулирования миграционных процессов.

Международная трудовая миграция оказывает положительное и отрицательное влияние на социально-экономическое развитие стран - экспортеров и стран - импортеров рабочей силы.

Положительные последствия международной трудовой миграции для стран, экспортирующих рабочую силу:

- улучшается ситуация на национальном рынке труда в связи с тем, что отток рабочих в другие страны снижает конкуренцию за рабочие места на национальном рынке труда, уменьшает безработицу и ослабляет социальную напряженность в стране;

- снижается нагрузка на государственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей (пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и др.) и экономии средств для обучения рабочей силы новым профессиональным навыкам;

- увеличиваются поступления валюты в страну в связи с тем, что иммигранты осуществляют денежные переводы родственникам в страну, которую они временно покинули. А это приводит к увеличению доходов семей, росту их потребительских расходов и росту совокупного спроса, что является стимулом для развития производства в отдающей стране;

- по окончании трудового контракта из-за границы в страну возвращаются более квалифицированные рабочие, которые могут способствовать росту ВНП в стране.

Отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран, экспортирующих рабочую силу:

- сокращаются возможности увеличения валового внутреннего продукта;

- увеличиваются затраты общества на подготовку кадров, так как страна вынуждена готовить замену уехавшим специалистам и квалифицированным рабочим, осуществляя инвестиции в образование и профессиональную подготовку;

- снижаются налоговые поступления в бюджет в связи с оттоком части рабочей силы, которая уехала работать в другую страну.

Положительные последствия международной трудовой миграции для стран, импортирующих рабочую силу:

- повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранной рабочей силы;

- увеличивается совокупный спрос на внутреннем рынке страны за счет иностранных рабочих, что создает дополнительные стимулы для развития производства в принимающей стране;

- увеличиваются налоговые поступления в бюджет за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше, а государственные расходы на их образование и профессиональную подготовку не требуются;

- появляются дополнительные возможности снять социальную напряженность в обществе. Так как иностранные работники не учитываются в социальных программах, появляется возможность более полно решать проблемы национальных кадров. При угрозе возникновения безработицы в первую очередь увольняются иностранцы, что смягчает напряженность в обществе.

Отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран, импортирующих рабочую силу:

- ухудшается ситуация на национальном рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и снижением заработной платы;

- усиливаются социальная напряженность, межнациональная неприязнь в принимающей стране, в частности при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники

Билет№14

Международная организация труда (МОТ) – специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919 году, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 году.

У МОТ четыре основных стратегических цели:

· продвигать и проводить в жизнь основополагающие принципы и права в сфере труда;

· расширять возможности женщин и мужчин для получения достойной занятости;

· увеличивать охват и эффективность социального обеспечения для всех;

· укреплять трипартизм и социальный диалог.

Эти задачи решаются различными путями:

· путем выработки международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости;

· принятием международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций, подкрепленных уникальной системой контроля над их соблюдением;

· с помощью крупномасштабных программ международного технического сотрудничества;

· путем профессиональной подготовки и обучения, исследовательской и издательской деятельности в поддержку этих усилий.

Штаб-квартира МОТ находится в Женеве, Швейцария. С марта 1999 года Генеральным директором МОТ является Хуан Сомавия (Juan Somavia).

Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии работает в Москве с 1959 года. Бюро координирует деятельность МОТ в десяти государствах – Российской Федерации, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

В системе Организации Объединенных Наций МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой. Представители работодателей и трудящихся – «социальные партнеры» по экономической деятельности – имеют в ней, наряду с представителями правительств, равный голос при определении политики и программ. МОТ содействует подобному трипартизму и внутри государств-участников, содействуя «социальному диалогу» между профсоюзами и работодателями с участием представителей правительств для выработки и осуществления национальной политики в социальной, экономической и многих других областях.

Основные сферы деятельности Субрегионального бюро – продвижение национальных программ достойного труда в странах региона, развитие социального диалога, социальная защита, развитие занятости, охрана труда, гендерное равенство в сфере труда, ВИЧ/СПИД на рабочих местах, искоренение детского труда и др.

Направления сотрудничества с Российской Федерацией на 2006-2009 гг. определены в Программе технического сотрудничества, подписанной в июне 2006 года в Женеве

Билет№15

Международная организация по миграции, созданная в 1951 году, является ведущим межправительственным учреждением в области миграции, она тесно взаимодействует с правительственными, межправительственными и неправительственными организациями.

В МОМ входят 146 государств-членов, еще 13 стран имеют статус наблюдателей. Отделения организации действуют более чем в 100 странах. Задача МОМ – содействовать гуманизации и упорядочению процессов миграции ради всеобщего блага. Для решения этой задачи МОМ оказывает услуги и предоставляет консультации правительствам и мигрантам.

Деятельность МОМ направлена на упорядочение и гуманизацию мер регулирования миграции, развитию международного сотрудничества в сфере миграции, оказание помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставление гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам, в том числе беженцам и внутренним переселенцам.

В Уставе МОМ подчеркивается, что процессы миграции связаны с экономическим, социальным и культурным развитием, а также с правом людей на свободу передвижения.

Деятельность МОМ по регулированию миграции осуществляется по четырем основным направлениям:

· миграция и развитие

· содействие миграции

· регулирование миграции

· вынужденная миграция

Мероприятия МОМ, охватывающие все эти направления, направлены на содействие развитию международного миграционного законодательства, организацию дискуссий и подготовку рекомендаций по вопросам миграционной политики, защиту прав мигрантов, решение вопросов здравоохранения и защиты прав женщин в связи с процессами миграции

Представительство МОМ в Москве открылось в 1992 году.

Деятельность в Российской Федерации осуществляется на основе «Соглашения о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Международной организацией по миграции» по следующим направлениям:

· прямая помощь переселенцам в процессе переселения и интеграции на новых местах проживания

· организация чрезвычайных мероприятий в помощь переселенцам в Северокавказском регионе

· техническая и экспертная помощь в управлении миграцией и разработке законодательства

· совершенствование пограничного и иммиграционного контроля

· противодействие торговли людьми, в том числе женщинами и детьми с целью сексуальной эксплуатации

· проведение информационных кампаний по предотвращению незаконной миграции

· возвращение граждан третьих стран, находящихся в бедственном положении в России

· исследовательские программы, направленные на разрешение проблем в области миграции

· медицинская помощь мигрантам

· помощь в добровольном возвращении

· программы компенсаций жертвам нацистских преследований и другие программы.

Международная организация по миграции (МОМ)
Российская Федерация
123100, Москва
ул. 2-ая Звенигородская д. 12

Билет№16

Производство по делам о гражданстве России, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

- осуществление регистрационного учета граждан России по месту пребывания и по месту жительства в пределах Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

- оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания здесь;

- осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил;

- разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по пресечению незаконной миграции;

- исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

- контроль и надзор в сфере внешней трудовой миграции, привлечение иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройство граждан России за пределами страны;

- управление территориальными органами ФМС России, ее представительствами за рубежом и иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС задач.

Полномочия Федеральной миграционной службы:

- выдача виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию;

- принятие от лиц, проживающих на территории России заявлений по вопросам гражданства в стране;

- проверку фактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства России;

- направление Президенту Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства, а также заключений по данным заявлениям, документам и материалам;

- исполнение принятых Президентом решений по вопросам гражданства;

- ведение учета лиц, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом приняты решения об изменения гражданства;

- оформление гражданства Российской Федерации;

- оформление и выдачу паспортов гражданам Российской Федерации;

- проставление отметки о запрете въезда на территории Российской Федерации;

- депортация;

- проведение государственной дактилоскопической экспертизы;

- производство по делам административных правонарушений;

- представление в судах интересов Президента Российской Федерации, Правительства, МВД по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности ФМС России, а также защиту в судах интересов ФМС России


0389383226953121.html
0389418555424975.html
    PR.RU™