Тема 18. УЧЕНЫЙ ГЕРМЕТИЗМ

Герметическая философия как собрание теософско-оккультных тек­стов //-///ее. — «Популярный» и «ученый» герметизм. — Космогони­ческая картина и ступени эманации верховного ума — логоса. — Мно­гомерный мир герметизма. Семь принципов организации Вселенной: принцип ментализма, подобия, вибрации, полярности, ритма, причины


и следствий, пола. — Семь уровней бытия человека. — Кибалион о достижении высшего знания. — Аксиомы герметизма. — Оккультизм как оглашенное тайноведение. — Соотношение оккультизма, эзо-теризма, герметизма, теософии и мистики.

На протяжении своей тысячелетней истории человечество хранило убеждение, что знания, в которых заключена подлинная мудрость, — это самые древние знания. Отыскивая их, как правило, вспоминают леген­дарное имя Гермеса Трисмегиста, представителя древнейшей и поражаю­щей своими достижениями цивилизации Египта. Бог мудрости, письмен­ности и счета, величайший бог Тот (он же древнегреческий бог Гермес и римский Меркурий) не входил в знаменитую эннеаду (девятку) богов, потому что отождествлял собой не природные, а духовные качества. Его называли «Мастером Мастеров», «первым интеллектуалом», создателем всей интеллектуальной жизни Египта. Открыть книгу Гермеса, содержа­щую в себе сведения всех наук, мечтали ученые мужи всех эпох.

«Мир ждет повелителя света и знаний, Казалось, что он никогда не придет. Дорогу Гермеса мостят ожиданием...» —

как бы урезонивая нетерпеливое стремление к обладанию высшим зна­нием, наставлял Мишель Нострадамус.

Тому, кто может пользоваться тайными знаниями и символами, мно­гое позволено видеть и при многом присутствовать. Ему дается неограни­ченная власть. В этом и состоит тайна Трисмегиста. Обращение Трисме-гист— «Трижды Величайший» объясняется тем, что он рассматривался как самый величайший из всех философов, самый величайший из всех жрецов и самый величайший из всех царей. Золотой жезл Гермеса был средоточием магической силы. Получил он жезл от Аполлона, им же и был научен искусству гадания. С жезлом в руках Гермес осуществлял важ­нейшие свои функции.

Из наиболее знаменитых работ, приписываемых Тогу— Гермесу Трис-мегисту, известны «Изумрудная скрижаль» и «Божественный Поймандр» (пастух людей). Вторая книга «Божественного Поймандра», называемая «По-мандрес» (Видение), описывает метод, которым божественная мудрость впервые открылась Гермесу. «Видение» содержит изложение космологии Гер­меса и секретные науки египтян о душе и культуре. Предполагалось, что в этом учении скрывалась совершенная форма Истины в разуме, что оно есть «Ея полная проекция, законченная и исчерпывающая реализация».

Собрание теософско-оккультных текстов II—III вв.в форме диалогов, считавшихся откровениями Бога Гермеса, получило название гермети­ческой философии.Энциклопедические источники свидетельствуют, что они написаны в назидательно-проповеднической форме и представляют собой смесь гностических греческих, еврейских и египетских религиозных идей. Можно говорить о синкретичном характере доктрины герметизма, ибо в ней тесно переплелись способы философского, религиозного и на-




учного осмысления мира. Исторические памятники древнеегипетского гер-метизма и позднейшая герметическая литература содержат и по сей день ценные для современного человека идеи. Ее мощный этический пафос может помочь успешно решать стоящие перед человечеством на рубеже третьего тысячелетия культурные задачи и жизненно значимые проблемы.

Особый интерес к герметизму вспыхнул в России к началу XX в. Ака­демическая египтология и литературные круги, представленные именами Гумилева, Белого, Волошина, обратили особое внимание на духовное и этическое наследие герметизма. Считается, что из всей герметической литературы, насчитывающей, как гласит предание, около 30 тысяч то­мов, подписанных Богом Тотом, до нас дошло 14 трактатов со следами более поздних комментариев. Центральной проблемой является пробле­ма сотворения мира духом, к ней примыкает проблема падения души и ее избавление. Сочинения герметизма написаны на греческом, латинском, коптском и других языках.

Герметизмподразделяется на «популярный»(III в. до н.э. — III в. н.э.), который включает в себя трактаты по астрологии, алхимии, магии и ок­культным наукам, и «ученый»(II-III в. н.э.). В ученом герметизме содер-^жатся трактаты, в которых сталкиваются две противоречивые тенденции: оптимистически-пантеистическая (трактаты 5, 8, 9) и пессимистически-гностическая (трактаты 1, 4, 6, 7, 13), причем первый трактат, «Пой-мандр», представляет собой наиболее связное изложение герметизма. Уче­ный герметизм включает в себя теологию, космологию, антропологию, сотериологию (учение о спасении) и эсхатологию (учение о конце света). Таким образом, в герметизме можно обнаружить все важнейшие разде­лы, которые впоследствии найдут свою разработку в философии, отзвуки и частичное доказательство в науке.



Существует также подразделение герметизма на «высокий» (теология, философия) и «низкий» (естественнонаучные произведения: магия, аст­рология» алхимия). К «высокому герметизму» относят «Герметический свод» (I—III, ГУ вв. н.э.), диалог «Асклепий» и др.1

Космогоническая картина,которую можно реконструировать в герме­тической философии, такова. В качестве начала признается божествен­ный свет, или верховный ум. Затем появляется мрак (или материя), «страш­ный и угрюмый, скрученный спиралью и подобный змее». В результате первой эмаиаиии верховного ума-логосапроисходит разделение естества на четыре элемента. Вторая эманация творит из огня и воздуха семь не­бесных сфер. Затем совокупными усилиями божества и логоса созидается весь космос. Третья эманация верховного ума — первочеловек — «антро-пос», соединением которого с природой объясняется происхождение че­ловека. Поэтому человек двойственен, он бессмертен благодаря душе и уму, унаследованным от антропос. Но он также смертен, ибо обременен телом, полученным от дольней природы. После смерти душа проходит через семь небесных сфер и очищается, оставляя в каждой из них чуже­родные наросты: влечение, кичливость, наглость, сребролюбие и т.д.2

Ссылки на эманацию как необходимую ступень созидания сущего го­ворят об энергийном характере герметизма. Эманация предполагает пере-


ход от высшего к низшему. Сам термин означает выхождение или истече­ние. Мир помещается в творчески-текучее состояние. Энергия выражает внешним способом то, что является внутренним содержанием. Энергиям, преобразованный в учение об эманациях, как раз и обнаруживает новые и новые сферы мироздания.

Божественный свет, взятый как изначальное, показывает, сколь сильна зрительная, световая сторона герметизма. Ум— дух (мышление) объеди­няется со светом. Видимо, отсюда и необходимость посвящения и про­цесс освещения. Свету и освещению противостоит мрак — грубая земная материя, тьма.

Многомерный мир герметизмавключает в себя семь принципов органи­зации Вселеннойи семь планов бытия человека.

Первый принципгласит: «Все есть мысль» — следовательно, Вселен­ная устроена разумно и именно разумность реализуется при взаимодей­ствии всех планов бытия. Неразумие есть отклонение. Человеку надлежит учиться извлекать искру божественной мысли из любого предмета. Этот принцип назван принципом ментализма.Он объясняет действенную при­роду Энергии, Силы и Материи, а также то, что они подчиняются Ма­стерству Разума. Но если Вселенная есть мыслящая по своей природе Все­ленная, тогда ментальная трансмутация в состоянии изменить как ду­шевное состояние, так и условия Вселенной. Многие ученики и практики современной ментальной науки знают, что каждое материальное усло­вие, зависящее от разума других людей, может быть изменено или преоб­разовано при условии сильного желания и изучения изменившихся усло­вий жизни, желаемых данным лицом'.

«Все» понимается как все то, что реально существует, как нечто бес­конечное. Нет ничего, что могло бы поставить ему границу, ограничить его. Оно бесконечно во времени, повсюду витает и разлито в простран­стве без прорывов и разрывов.

Личностно значимое следствие данного герметического принципа фор­мулируется следующим образом: не чувствуйте себя в опасности и ниче­го не бойтесь. Вы находитесь в Океане Бесконечного Разума Всего. Этот мир покоя, счастья и безопасности осуществится, когда мы в определен­ный момент его достигнем.

Второй принцип — принцип подобия.Человек как микрокосм подобен макрокосму (Вселенной), он выражен формулой: «Что наверху, то вни­зу». Этот принцип позволяет преодолеть препятствия, которые скрывают от нас неизвестное. Он говорит о том, что всегда существуют соответ­ствия между разными планами бытия.

В объемном сочинении Агриппы «Philosophia occulta» известному прин­ципу: «как высшее влияет на низшее, так и низшее влияет на высшее, только в меньшей степени», уделено значительное внимание. Здесь дан­ный принцип получает дальнейшую разработку.

Третий принцип— вибрации:«ничто не покоится, все движется или вибрирует». Чем выше уровень бытия, тем выше частота вибраций. Состо­яние озарения — самая интенсивнейшая из вибраций сознания, которая проявляется на столь высоких частотах, что внешне они воспринимают-


ся как абсолютный покой и бездействие. Умение настроиться на нужную частоту дает возможность понять себя и изменить окружающее. «Тот, кто понимает принцип вибрации, тот схватил скипетр власти». Семь октав вибрации и дуга завета — действенные орудия герметиста — с такими по­яснениями мы встречаемся в книге Э. Хейч «Посвящение». Согласно гер-метизму семь октав вибраций — это семь ступеней эволюции, среди кото­рых материя (вещество), растительная жизнь, животная жизнь, человек. На пятой ступени располагается новый эффект эволюции — гений с при­сущей ему интуицией; затем следует пророк, обладающий мудростью и всеобъемлющей любовью; последняя и высшая стадия — Богочеловек.

(В настоящее время считается, что во взаимодействие с тонкими уров­нями материи можно войти посредством вибрационных движений. Такие вибрации осуществляет человек при дыхании, они производятся ритми­ческими ударами сердца. Известно, какую роль отводят процессу дыхания индийские йоги. Такой способ взаимодействия имеет отдаленную анало­гию с физической теорией интерференции. В соответствии с ней, вибра­ции затухают по мере того, как удаляются от центра. Иногда случается, что вибрации одной природы, но различных периодов и направлений уве­личиваются или уменьшаются по мере того, как увеличивается расстоя­ние от центра потрясения.)

Во вселенной действуют бесчисленные разновидности вибраций. Тела, различные по составу, имеют разные частоты вибраций и разные степени сопротивления.

Четвертый принцип — полярности —указывает на то, что «все двой­ственно, все имеет полюса. Все имеет свой антипод (свою противополож­ность), противоположности идентичны по природе, но различны в сте­пени. Крайности сходятся. Все истины — ни что иное, как полуистины.. Все парадоксы можно примирить». Принцип полярности объясняет, что у всего есть два полюса, два противоположных аспекта, которые можно классифицировать как положительный и отрицательный. Герметисты зна­ют искусство трансформации в хорошее путем принципа полярности. Од­нако суть изменений заключается не в изменении природы одного пред­мета в природу другого, совершенно отличного, а просто в изменении уровня одного и того же предмета. Например, тепло легко преобразовать в холод, но невозможно изменить в громкость. Взаимно обращаемы Не­нависть и Любовь, Страх и Мужество. Однако Страх нельзя преобразовать в Любовь. Душевные состояния разделяются на многочисленные классы, каждый из которых обладает своими полюсами противоположностей, по которым возможна трансмутация. Понимание этого принципа дает воз­можность изменять как свою полярность, так и чужую.

Пятый принцип— законритма — тласиг: «Все течет, втекает и выте­кает, все имеет свои приливы, все поднимается и падает — маятникооб-разное колебание проявляется во всем. Мере колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются». Полярные свойства во вре­мени проявляются ритмически. Подъем — спад, действие — противодей­ствие. Однако человек может научиться кататься на волнах ритма и ухо­дить от неизменных и разрушительных его воздействий. Герметисты при-


меняют мысленные законы нейтрализации. «Мастер герметиков поля­ризует себя в точке, где он желает покоиться, а затем нейтрализует различные колебания маятника, стремящегося увести его к другому полюсу»4.

Шестой принцип — причины и следствия— подчеркивает: «Каждая при­чина имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Случай есть ничто иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности, но ничто не ускользает от Закона». Результат, кажущийся случайным, есть на самом деле взаимопересечение неизвестных нам причинных рядов. Мастера подчиняются причинности высших типов, но они помогают пра­вить в своем собственном плане, они становятся источниками — вместо того чтобы быть следствиями.

Седьмой принцип — пола— предлагает увидеть в полярностях либо ак­тивное, действующее мужское начало отдавания, либо пассивное, жен­ское начало принятия. Мужское начало соответствует энергии, а жен­ское — форме. «Пол во всем — все имеет свой Мужской и Женский прин­цип. Пол проявляется во всех плоскостях». Принцип пола всегда действует в направлении воссоздания и творчества.

Семь уровней бытия человекав интерпретации философии герметизма включают в себя:

1) физическое тело — «ка» (инд. — рута);

2) эфирное тело, образованное жизненной энергией — «ба» (инд. — праной). Это энергетический двойник человека. Экстрасенсы могут видеть его как ауру, при специальных методах его можно сфото­графировать. Считается, что ему соответствует стихия огня;

3) астральное тело, образованное нашими эмоциями, которые не являются чисто духовными, но имеют вибрационно-материаль-ный коррелят. Это «кхаба» — тень. Астральные тела образуют мир теней. Астральное тело может отделяться от человека, когда тот засыпает. Ему соответствует стихия воды;

4) ментальное тело, образованное нашими мыслями, составляющими самостоятельный живой организм, есть мир логических построе­ний. Это — «апху» — душа (инд. — манас);

5) причинное, или каузальное, тело передает информацию в следую­щие воплощения души в виде неосознанных стремлений; оно так­же отвечает за все врожденные заболевания. Это — «сеп» (инд. — карма);

6) духовное, производящее смысл — «путах» (инд. — будхи), возмож­ное лишь при наличии сознания и отражающее его жизнь.

7) атман — чистый дух, частица абсолюта, высший уровень сознания

(египетское Атму)5.

Видимо, в этом контексте можно понять одно из главных приписыва­емых Гермесу положений — так называемую формулу превращения телес­ного в бестелесное. Она гласит: «Если ты не лишишь тела их телесного состояния и если ты не преобразуешь тела в субстанции, лишенные те­лесности, то ты не достигнешь того, чего ожидаешь».


Прислушавшись к мнению известного египтолога Уоллиса Баджа, мож­но датировать теорию о составляющих человека уровнях, или планах су­ществования, периодом от доисторических захоронений до IV династии египтян. В ней «физическое тело называлось Хат — это слово обозначает то, чему присуще разложение. Именно Хат помещали в гробницу и пре­дохраняли от разложения при помощи амулетов, магических церемоний, молитв и формул. С телом Хат особым образом было связано Ка, или «двойник» человека, его можно определить как абстрактную индивиду­альность или личность, наделенную всеми атрибутами человека и спо­собную существовать независимо от него. Ка могло по своему усмотре­нию свободно перемещаться по земле или беседовать с богами. Душа на­зывалась Ба, но воззрения египтян в отношении Ба очень противоречивы. Ба часто изображается в виде сокола с головой человека. Считается, что по природе и веществу она была эфирной и способна была подниматься на небеса.

Духовный разум, или дух человека, назывался Ху. Он имел вид сияю­щего, светящегося, неосязаемого образа его тела. Другая часть челове­ческой сущности, Сехем, была персонифицированной жизненной силой человека. А следующей составляющей человека была Хаибит, или «тень», которая всегда находится возле души. И наконец, Рен — имя человека, которому египтяне придавали очень большое значение, так как считали, что при его уничтожении и разрушении уничтожается и разрушается сама сущность человека. Имя (Рен) было тесно связано с индивидуальностью человека. Безымянное же существо не могло быть представлено Богам, и ни одна сотворенная вещь не могла существовать без имени»6.

Строящаяся на знании о составляющих человека система совершен­ствования сознания начинается с подчинения тела духупутем специаль­ных физических упражнений. Затем предполагается овладение энергией при помощи духовных упражнений, которые бы позволили перераспределять поток энергии, приходящей из Космоса. Следующая ступень предусмат­ривает подчинение сознанию страстей, т.е. овладение астральным телом и обучение искусству останавливания мыслей. Затем следует управление ментальным телом, руководство деятельностью ума. Таким образом, под контролем разума оказываются:

Символом этого состояния в Египте был крест. Четыре его конца со­ответствовали четырем стихиям, в центре же находился созерцающий разум. И именно он, дающий созерцающее безоценочное видение, при­знавался управляющим. В современных же системах воспитания менталь­ные и рациональные принципы признаются ведущими в ущерб синтети­ческой целостности человека.


Другая формула, также приписываемая Гермесу, есть магический при­зыв: «Вселенная, внимай голосу моему, земля, отверзнись: все множество вод, откройся предо мною! Деревья, не дрожите, я хочу его, который есть всеединый. Огверзнись, небо, и умолкните, ветры, всеми моими способ­ностями восхваляю его, который есть всеединый». Может быть, призыв «Внимай голосу моему...» указывает на то, что наиболее сильным воздей­ствием в герметизме наделялись слова. Звук путем резонансных вибраций отражался на тонком ментальном плане. Отсюда и сохранившееся изрече­ние: «Слово сильнее оружия». Самым главным словом было имя главного египетского Бога— Амон (Амен), отсюда Аум (инд.), Аминь(хр.).

Как свидетельствуют древние источники, при освящении магического гермесова кольца обращаются к солнцу, произнося следующую формулу: «Я — Тот, изобретший и создавший целебные средства и письмена Приди ко мне, ты, живущий под землей, великий дух! Если я не буду знать все, что таится в душах всех египтян, греков, сирийцев и эфиопов, всех народов и племен, если я не буду знать всего, что было и должно произойти, если я не получу объяснения об их обычаях, трудах и жизни, об их именах и именах их отцов и матерей, сестер и друзей, а также именах умерших, то я волью кровь черного в ухо собаки, лежащей в новом, не употреблявшемся сосуде; я положу это в новый котел и сожгу вместе с костями Озириса; громким голосом назову его, Озириса, который был в реке три дня и три ночи, который был вынесен в море течением реки»7. В такого рода обраще­ниях и повелениях слышна угроза богам. Возникает форма теургии.

Основное положение теургии можно сформулировать так: «Не боги нисходят к душе, обращающейся к ним с призывами и мольбами, но душа возвышается до богов». Собственными силами душа никогда не мо-. жет достичь того восторга, в котором она сливается с богами и получает' возможность видеть грядущее как настоящее. Достичь этого можно, толь­ко призывая богов. Молитва — средство, чтобы самому сравняться с бо­гами. И влияние человека на богов заключается в том, чтобы сделать че­ловеческую душу причастной высшей природе, а значит, и могуществу богов. Дар предсказания осуществляется посредством теургических one--раций. Теург, возвышая свою душу до равенства с богами, действительно достигает всего того, что он хочет. Здесь намечается весьма резко выра­женное в средние века различие между теургией, действующей с помо­щью добрых духов, и гоецией — магией, сила которой от демонов. Имен­но поэтому ученые-магики средневековья избегали участия ведьм.

К магическим средствам воздействия относилось также:

- умение вызывать у себя яркие образы того, что должно произойти;

- умение концентрировать волю;

- умение уничтожать имя из памятника (ибо уничтожить имя озна­чало уничтожить самого человека);

- умение использовать коллективную энергию;

- умение использовать амулеты и магические мази. Теперь понятно, почему в обращении к своему ученику Асклепию Гермес очень убедительно разъясняет, что герметическое учение явля­ется тайным и скрытым.


Если мы займемся значением Человека в рамках интерпретации Арка­нов Таро, то уже в первом высшем Аркане Таро мы получим довольно стройную доктрину, богатую обилием интерпретаций. Первый высший Аркан позволяет охарактеризовать состав индивидуальности в сфере ее активности, в деятельности человека нам бросается в глаза великий би-нер дух — материя. Человек духовно живет в мире идей, но он также является существом физическим и материальным и реализует себя в мире материальных форм. При нейтрализации бинера дух — материя мы получим дух — энергия — материя. Двигаясь от идеи к предметам, мы по­лучим идея — форма — предмет. На всех этих этапах и будет лежать печать индивидуальности.

Промежуточный план при нейтрализации бинера (в одном случае это энергия, а в другом форма), называется астральным, а крайние — менталь­ным (дух, идея) и физическим (материя, предмет). Считается, что конден­сацией астрала мы изменяем физические свойства. Все эти три плана взаим­но проникают друг в друга, но могут быть рассмотрены в отдельности.

В человеке различаются эти три основных компонента: Mens — дух; Aninia — душа; Corpus — тело. Когда человек занят умственным трудом, Mens и Anima в нем действеннее. Когда в человеке преобладает жизнь стра­стей или работа чистого воображения, самое деятельное начало — Anima.

Mens человека считается определяющим душу. Душа, взяв в физиче­ском плане элементы, доставленные родителями, сумела создать себе физическое тело. Она поддерживает функции этого тела, исправляя по­вреждения своей физической оболочки.

Частное отражение трентала Рок— Провидение — Воля человечества в отдельном человеческом экземпляре приобретает вид Карма — Совесть — Воля человека. Проведение в жизни души человека выступает как совесть, которая освещает путь, указывая, как нейтрализовать для настоящего мо­мента бинарий добро — зло. Воля человека определяет будущие события, но ограничена в выборе так называемой кармой. Карма понимается как общий формуляр всех предыдущих инкарнаций души человека.

Возможны следующие комбинации:

1. Воля заодно с Совестью против Кармы. Результат — очищение Кармы.

2. Воля заодно с Кармой против Совести. Результат — видимые удачи в жизни при наличии отягощения Кармы.

3. Борьба Воли с Кармой без консультации Совести. Результат зави­сит от соотношения сил Воли и Кармы.

4. Воля против соединенных Кармы и Совести. Результат — неудачи в жизни и отягощение Кармы8.

Подборка основных герметических принципов и текстов о достижении высшего знания,переходящих от Учителя к Ученику, была известна как «Кибалион»(точное значение содержания этого термина было потеряно много веков назад). В «Кибалеоне» мы также встречаемся с выделенными принципами герметизма, сопровождаемыми наставительными замечани­ями о достижении высшего знания.

«Когда слышны шаги Мастера, откройте уши, подготовленные к его учению. Принципов истины Семь: тот, кто знает их (с пониманием), тот


.обладает Магическим ключом, при прикосновении которого распахива-,ются все двери Храма.

1. Все есть мысль. Вселенная представляет собой мысленный образ.

2. Тот, кто осознает Истину духовной (разумной) природы Вселен­ной, тот действительно продвинулся по пути к Мастерству.

3. Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху.

4. Ничто не покоится, все движется, все вибрирует.

5. Все двойственно, все имеет полюса. Все имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по приро­де, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины ничто иное, как полуистины. Все парадоксы можно примирить,

6. Все течет, втекает и вытекает, все имеет свои приливы, все под­нимается и падает — маятникообразное колебание проявляется во всем. Мере колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются.

7. Каждый принцип имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Случай есть ничто иное, как имя закона, который не распознан. Суще­ствует много планов причинности, но ничто не ускользает от Закона.

8. Пол во всем — все имеет свой Мужской и Женский принцип. Пол проявляется во всех плоскостях».

Приобретение Великого знания в «Кибалионе» описывается следую­щим образом:

«Души можно преобразовать (трансмутировать) (так же, как металлы и элементы) из одного состояния в другое, от градации к градации, от условия к условию, от полюса к полюсу, от вибрации к вибрации. Истин­ное герметическое превращение является Искусством Разума».

«Под и за Вселенной Времени, Пространства и Изменения всегда мож­но найти существенную Реальность (действительность) — основную ис­тину».

«То, что является Основной Истиной— Существенной Реальностью, выше любых имен, но мудрые люди называют ее Все».

«По своей сущности это Все непознаваемо».

«Но слова Разума должны быть приняты гостеприимно и изучены с уважением».

«Всё есть бесконечно живущий, и разумно просветленные называют его духом».

«Вселенная разумна — это вытекает из Всего».

«Всё есть разум: Вселенная духовна».

«Всё создает в своем Бесконечном Мозгу бесконечные миры, суще­ствующие эры (времена вечности) Времени — и все же для Всего созда­ние, развитие, упадок и смерть миллионов Миров по времени подобны мгновению ока».

«Бесконечный Разум Всего является чревом миров».

«Внутри Отца — Матери Разума, смертного дети дома».

«Нет никого ни без Отца, ни без Матери во Вселенной».


«Полумудрецы, осознавая сравнительную нереальность Вселенной, воображают, что они могут игнорировать ее Законы — таковые являются самонадеянными и тщеславными глупцами, и они разбиваются о скалы и разрываются на части по причине их глупости. Истинно мудрые, осозна­вая природу Вселенной, используют закон против Закона, Высшее про­тив низшего и посредством искусства алхимии преобразуют нежелатель­ное в ценное, и таким образом, мастерство заключается не в ненор­мальных мечтах и видениях, не в фантастическом воображении, но в использовании Высших сил против низших, в уходе от более низших пла­нов пути вибраций к высшим. Трансмутация, а не самонадеянное пренеб­режение — это оружие Мастера»8.

Аксиомы герметизмаподчеркивают его систематичность и ясно выра­женный этический характер. Их изложению предшествуют весьма полез­ные советы. «Обладание знанием, если оно не сопровождается проявле­нием и выражением в действии, схоже с накоплением драгоценных ме­таллов — бесполезное и ненужное занятие. Знание, как и здоровье — пред­назначено к использованию. Закон пользы— всеобщий. И тот, кто пре­ступает его — страдает по причине своего конфликта с естественными природными силами».

1. «Чтобы изменить свое настроение или душевное состояние, изме­ните вашу вибрацию».

2 «Чтобы нарушить нежелаемую скорость душевной вибрации, пус­тите в действие принцип полярности и концентрируйтесь на полю­се, противоположном тому, который вы желаете подавить. Убейте нежелаемое, изменив его полярность».

3. «Душа, так же как металл и элементы, может трансмутироваться от состояния к состоянию, от уровня к уровню, от положения к положению, от полюса к полюсу, от вибрации к вибрации».

4. «Ритмы можно нейтрализовать применением искусства Поляризации».

5. «Ничто не избежит принципа Причины и Следствия, но существу­ет множество планов Причинности, и можно использовать зако­ны высшие для преодоления законов низших».

6. «Истинное Душевное Превращение является Искусством Разума»9. Ориентироваться в сложном здании герметической философии непро­сто. Есть существенные разногласия в значении употребляемых понятий и терминов. Е. Варшавский в работе, трактующей оккультизм как оглашен­ное тайноведение,предлагает следующую их иерархию11.

Тер Mini Проис­хождение Оригинал Перевод . Значение
Оккультшм лат. оккультус за пределами Преданные огласке ранее тайные науки
Эюотерюм греч. экзотерикус внешнее Ясное, доступное всем
Эчотеризм греч. эзотернкус внутреннее Доступное узкому кругу
Мистика греч. мистикос секретное Озарение. духовное общение с Богом

Существуют сведения, что впервые термин «оккультная философия» был употреблен в XVI в. Агриппой для обозначения совокупности воззре­ний и приемов, относящихся к области таинственных сил человека и окружающего его физического мира. Распространено понимание оккуль­тизма (от лат. — тайный, сокровенный), согласно которому это слово является общим названием учений, владеющих способами общения со сверхъестественными силами и доступных только избранным и посвя­щенным. В XIX в. термином воспользовались французские розенкрейцеры для обозначения своего движения в изучении загадочных сил и явлений физической и психической природы.

Как соотносятся оккультизм, эзотеризм, герметизм, теософия и ми­стика? Считается, что западный оккультизм — он же герметизм — пред­ставляет собой любопытное сочетание египетского политеизма, иудей­ского и христианского монотеизма, а также греческого идеализма. Он пред­полагает три ступени посвящения: каббалистическое, магическое, алхи­мическое.

Герметическая философия оказывается важнейшим истоком, питаю­щим все здание оккультизма. Восточную ветвь оккультизма, вытекающую из систем индийской философии и адаптированную для европейского об­раза мышления, называют теософией, т.е. божественная мудрость или мудрость, которой обладают боги. Теософия как мистическое познание божественной мудрости исходит из мистического опыта и стремится из­ложить его в виде связной системы. В своем произведении «Раскрытая Изи-да» Е. Блаватская пытается доказать, что теософия есть внутренняя сущ­ность, содержащаяся в религиозных, философских системах древности, в магии и спиритизме. Теософия, или богопознание, занимает промежу­точное положение между популярным спиритизмом и научным оккуль­тизмом. Она объясняет медиумические явления не вторжением духов в человеческий мир, а действием еще не известных нам естественных сил. Учрежденное Блаватской в 1875 г. Теософическое общество имело своей целью положить основу всеобщему братству, содействовать изучению древ­нейших произведений, особенно брамонской, буддийской и зороастриз-ской философии. Однако многим деятелям на пути познания божествен­ной мудрости приходилось прибегать к обману. В этом видна беспомощ­ность и наивная попытка защититься от акта неприятия и непризнания. Иногда обман свидетельствовал о таких же необычайных явлениях, как и те, на подтверждение которых он направлен. Например, массовые галлю­цинации или гипноз, используемые при обмане как средства получения желаемого результата, есть также косвенные свидетельства существова­ния скрытых сил и способностей.

Мистика, в отличие от оккультизма, имеет духовную сферу приложе­ния. Она направлена на общение с творцом, а не с творением, как в ок­культизме. Если оккультизм активно-завоевателен, то мистика предпола­гает созерцательно-пассивную отрешенность. Оккультизм учит о скрытых силах природы и человека, мистика же направлена к углубленному по­стижению божественных основ мира, ощущения близости человека и Бога. В качестве цели мистика называет направленность на соединение с твор-


цом, и доступна она не всем, а только одаренным, во-первых, и посвя­щенным, во-вторых.

По определению А. Швейцера, «мистика имеет место тогда, когда кто-либо почитает преодоленным разрыв между земным и неземным, вре­менным и вечным, и все еще пребывая в земном и вечном, переживает свое вхождение в неземное и вечное»12. Примитивная мистика не достигла понятия об универсуме, она наивна. Восхождение в неземное и вечное осуществляется путем мистерии. Завершенная мистика получает развитие в культах Аттиса, Озириса, Митры. Путем посвящения и причащения че­ловек обретает единство с Божеством. Вхождение в вечное осуществляет­ся при помощи умозрения. В нем человек возвышается над обманом чувств. А. Швейцер считает, что умозрительная мистика есть общее достояние человечества и появляется везде, где человеческая мысль в высшем на­пряжении стремится постичь отношение личности к универсуму.

Каковы психические характеристики состояния человека в завершен­ной мистике? Он возвышается над обманом чувств, приходит к различе­нию между бытием и явлением, постигает материальное как способ про­явления духовного. В преходящем прозревает вечное. Его покидают тре­волнения становящегося мира, он обретает покой, ощущает себя веч­ным в каждое мгновение. Мистическим путем достигается новое состоя­ние человека. Иногда оно называется предвосхищением, иногда возрож­дением. Основная идея мистики: «Я переживаю себя как существо, осво­божденное от этого чувственного, грешного, преходящего мира. Я — су­щество, принадлежащее миру преобразованному».

Эзотеризм, в отличие от оккультизма, который носит открытый ха­рактер и выступает как оглашенное тайноведение, замкнут, боится про­фанации и избегает публичности. Эзотеризм связан с уровнем продвину-тости и одаренности и не всегда^ожет быть выражен в слове. В нем часто прибегают к притчам, аллегориям, мистическим представлениям.

Соотношение оккультизма, эзотеризма, герметизма, теософии и мисти­кииллюстрирует следующая схема13.

Термин Вид познания Содержание
Оккультизм Лекции, беседы, поучения Оглашение тайны, знания, доступные всем
Эзотеризм Переживания, посвящение Тайны, доверяемые или постигаемые
Теософия Рассуждения Круг идей, миропонимание
Герметизм Построения Известно только посвященным
Мистика Очищение, вдохновение Отрешение от мира, космическое сознание

В александрийских школах науки, которые получили название герме­тических, в III в. н.э. были квалифицированы на алхимию, астрологию и каббалу. О начале алхимии источники единогласно сообщают, называя ее отца— Гермеса Трисмегиста (трижды величайшего). Напомним, Гермес — греческое имя Тота, египетского Бога мудрости. От его имени происходит


и название самой науки — герметическая. Он написал множество сочине­ний, одно из которых носило название Хена, откуда выводят слово «хи­мия». Когда арабы поставили перед ним приставку al-, то получился тер­мин «алхимия» — обозначение искусства златоделания. К алхимикам при­числялись большинство древнегреческих философов: Фалес, Гераклит, Демокрит, Аристотель, Платон — хотя возможно, что их имена исполь­зовались для украшения этой науки. Более достоверные сведения отно­сятся в персоне Демокрита. О нем известно, что он много путешествовал по Халдее и Египту и был посвящен в тайны египетской магии. Источники свидетельствуют, что он написал сочинение об окраске золота, серебра и камней. Из древних алхимиков известны имена Зосимы, Африкана (III в. н.э.), Синезия (Ув. н.э.). Относительно алхимических сочинений известно, что они содержали в себе не только одну алхимию, т.е. рецепты для превращения, но и заклинания и астрологические таблицы.

По изначальной мысли Гермеса ртуть — мать всех металлов, сера — отец. Алхимия же, ищущая золото — солнце, познает также и человека, лед и пламень двойственной — небесно-земной — человеческой души. Ал­химические превращения осуществляются на человеческом материале. В связи с этим важны старинные письмена — советы: «Дыши и надейся!», «Через себя, с собой и в себе». Можно говорить и о герметическом состо­янии души, которая — в алхимической вечности, аннигилирующей от действительных соприкосновений с реальностью, и о меркурианском ду­хе — как возможности необычайных превращений.

Существуют еще свидетельства о магической таблице, так называе­мом Гермесовом инструменте, употреблявшемся для предсказания исхо­да болезни, которая, по словам позднейших алхимиков, дана Гермесом.

Многие из христианских императоров, особенно римской эпохи, рев­ностно преследовали магию и приказывали сжигать все магические сочи­нения, какие только удавалось разыскать. Изучение тайного .герметиче­ского учения с опорой «а древнейшие тексты затруднено еще и в связи с существующим в истории религиозной культуры запретом, обусловлен­ным установкой, что Гермес, как и некоторые другие боги, имея хтони-ческий, или земной, характер, также был связан с преисподней. На этом основании учителя церкви отождествляли его с торжеством адских сил, а любые свидетельства и упоминания о его учении уничтожались.

ЛИТЕРА ТУРА

1 См.: Гермес Трисмегнст. М., 1998. С. 10.

2 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 112.

3 Кибалион.М, 1993.С. 16-17.

4 Там же. С. 13.

5 См.: НеМировскийЛ:М. Мистическая практика как способ познания. М., 1993.

6 Бадж Э. А. У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996. С. 137-139.

7 Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности и до на­ших дней. Киев, 1993. С. 107-108.

8 Курс энциклопедии оккультизма. Киев, 1994. С. 31-32.


9 Кибалион. С. 24-26.

10 Там же. С. 75-76.

11 См.: Варшавский Е. Оккультизм — оглашенное тайноведение // Синтез мис­тических учений Запада и Востока. 1990. № 3. С. 162-166. п Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 244. 13 Варшавский Е. Указ. соч. С. 164-166.


0389837355013040.html
0389867184095210.html
    PR.RU™