Лекция 16. Психологические аспекты управления речью.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Для эффективного осуществления речью ее функций, в том числе, передачи сообщений и регулятора психических процессов, необходимо уделять речевому развитию особое внимание. Различные аспекты управления речью рассматриваются в таких дисциплинах как риторика (наука об ораторском мастерстве), управление персоналом (речевая и коммуникативная компетентность руководителя), педагогика (технологии обучения чтению и письму как формами проявления речи) и др. При разработке технологий управления речевой активностью целесообразно опираться на общепсихологические закономерности речи.

Психотехника речи — это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения. Основное требование к речи специалиста – ее убедительность. Цель убедительной речи – сформировать у слушателей уверенность в правильности доводов, склонить к своей точке зрения и смотивировать к сотрудничеству. Убедительность определяется: психологическими факторами (личность оратора, качество аргументов, понятность и т.п.); самой атмосферой беседы; культурой речи.

Повышенное внимание к культуре речи обусловлено таким ее психологическим аспектом как возможность проявления индивидуальности посредством языка. Целенаправленно занимаясь развитием речи, человек повышает ее культуру, увеличивает свою эрудицию, обогащает интеллект и расширяет спектр коммуникативных стратегий. Особое внимание устной и письменной речи уделяется при подготовке специалистов в сфере «человек-человек», к коммуникативной и лингвистической компетентности которых предъявляются повышенные требования.

Одна из главных задач психологии и педагогики состоит в том, чтобы вскрыть у каждого человека недостаточно используемые им резервы мышления и речи, наметить пути самообучения и саморазвития своего творческого интеллекта.

Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка, что заключается не только в соблюдении норм современного литературного языка, но и уместном использовании различных слов и предложений с учетом контекста взаимодействия и ситуации в целом. Коммуникативно-речевая культура предполагает совершенствование следующих умений: анализ речевой ситуации и выбор уместной стратегии; реализация стратегии в общении с использованием различных речевых тактик; адекватная реакция на коммуникативные помехи; гибкое изменение речевого поведения в зависимости от изменения контекста.

Одной из проблем человеческого общения, управления, профессиональной и бытовой коммуникации является несовершенное владение речью, ее засоренность, незнание и неумение использовать паралингвистические особенности, что затрудняет взаимопонимание между людьми. С точки зрения лингвистики, речь человека должна соответствовать следующим требованиям:



1)Правильность – соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д.И.Писарев писал: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

2) Точность –соответствие мыслям говорящего. К.Федин писал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла».

3) Ясность – т.е. ее доступность пониманию слушающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», - советовал Квинтилиан, римский учитель красноречия.

4) Логичность –соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельст­вуют о запутанности мыслей», - писал Н.Г.Чернышевский.

5) Простота – безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания», - писал Л.Н.Толстой.

6) Богатство –разнообразие используемых в речи языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их», - писал М.Горький.

7) Сжатость –отсутствие в речи лишних слов, ненужных повторений. «Если пишет многословно, — это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит» (М.Горький).

8) Чистота – отсутствие нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. В.Г.Белинский считал: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносиль­ное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

9) Живость -отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность.

10) Благозвучие – т.е. ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. По мнению А.П.Чехова, «вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их».

Освоение речи сводится к научению всем ее элементам: четкой артикуляции звуковых сигналов, освоению слов, фраз, простых и развернутых предложений. Повышение речевой культуры целесообразно начинать с осознания значений употребляемых слов. В практической психологии описан феномен «ключевого слова-высказывания», то есть того слова, которое оказывает психотерапевтическое воздействие на клиента в ситуации консультирования. По мнению Гумбольдта, само высказанное слово является творческим актом, порожденным духовной индивидуальностью. П.А. Флоренский, развивая идеи Гумбольдта, писал о слове как живом субъекте, индивидууме. Строение слова подобно строению человека: «Внешняя форма есть тот неизменный, общеобязательный, твердый состав, которым держатся все слова; ее можно уподобить телу организма... Внутреннюю форму естественно сравнить с душою этого тела... Эта душа слова - его внутренняя форма - происходит от акта духовной жизни». «Чувственность, рассудок и разум» соединены в слове наподобие тела, души и духа. «Усвоение читаемого и слушаемого происходит одновременно на трех различных этапах: и как звук, вместе с соответствующим образом, и как понятие, и, наконец, как трепетная идея...»

Сила звучащего слова видна из описания фонемы: «Вникнуть в нее - значит рассмотреть, во-первых, то чувство усилия, которым организуются голосовые органы, и шире - все тело, ибо, в сущности, говорим мы не гортанью и языком, но всем телом». Звуки фонемы психофизиологически связаны с соответствующими состояниями и эмоциями; исследование фонем при помощи специальной аппаратуры и нотная запись их звучания показывают, что фонема - сложная система звуков, целое музыкальное произведение.

Выделяют разные формы слова — внешнюю (звуковую), внутреннюю (образ, представление) и значение. Внешняя форма может изменяться (изменения ударения, произношения), некоторые слова появляются или исчезают из речи. Внутренняя форма слова — это то представление, тот образ, который мы соединяем с определенной звуковой формой. Созданию образов способствует использование синонимов. Воздействие речи связано с гибкостью внутренней формы слов, так как в этом случае каждый читатель или слушатель может вызвать субъективно значимые представления, наполненные эмоциональными переживаниями. Значение слова — это та единица, которая связывает мышление и речь. Значение слова — его объективная характеристика, позволяющая адекватно передавать информацию.

Для придания речи большей убедительности необходимо уделять внимание выразительности высказываний: эмоциональной, лексической, фонетической и грамматической. В речи должно чувствоваться отношение к излагаемой мысли. Считается, что понимание на 40% зависит от интонации, адекватной содержанию высказывания и значению слов. Важна также конгруэнтность речи и ее невербальных составляющих.

К невербальным компонентам речи относят также паралингвистические составляющие – это тембр и громкость; и экстралингвистические составляющие - темп речи, т.е. скорость ее осуществления. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия выбирается на основе анализа характера ситуации общения, его целей и задач. Темп связан с паузами, которые нужны не для того, чтобы отдышаться, а чтобы дать возможность собеседнику обдумать ответ или повысить его волнение. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Классическая риторика особое внимание уделяет монологической речи. Еще в античности сложились две системы риторик: система понятий Аристотеля (аналитическая, отражающая правила для слушающего) и система понятий Квинтилиана (синтетическая, отражающая правила для говорящего).

В систему Квинтилиана положены четыре основные понятия: изобретение, расположение, словесное наполнение (элокуция) и исполнение речи. Рекомендации по изобретению речи:

1. Выбрать тему, назвать ее и рассмотреть логически и прагматически.

2. Собрать материал к речи как можно более полно и проанализировать его.

3. Создать саму речь, т.е. расположить аргументы в соответствии с замыслом речи. Написать и выучить речь.

4. Произнести речь.

Важным моментом являются правила расположения частей речи:

1. Обращение, целью которого является привлечение внимания и расположение аудитории.

2. Название темы - то, о чем оратор будет говорить, т.е. настроить слушателей на предмет и приготовить их к слушанию речи.

3. Повествование, которое состоит из описания истории предмета по существу, т.е. как возник вопрос, который подлежит разрешению и как сложилось само дело.

4. Описание – рассказ о том, каково дело в настоящее время.

5. Доказательство, которое состоит из аргументов логического характера, обосновывающих решение.

6. Опровержение, состоящее из аргументации от противного.

7. Воззвание – обращение к чувствам слушателя. Эта часть речи занимает предпоследнее место потому, что люди судят всегда скорее под влиянием эмоций, чем под влиянием логики.

8. Заключение – краткое изложение всего предшествующего и выводы по обсуждаемому делу.

При подготовке каждого конкретного публичного выступления необходимо разработать концепцию речи. Концепция – сумма знаний о предмете речи, выраженная в краткой, четкой, последовательно развертываемой форме. Разработка концепции – это система последовательных интеллектуальных действий.

В первую очередь необходимо определиться с предметом – некой частью окружающего мира, которой посвящено речевое произведение. Тема – это предмет, отраженный в определенном ракурсе, ставший содержанием речи; развитие темы дает видение предмета под определенным углом зрения – в соответствии с целями и задачами, которые ставит себе выступающий.

Последовательность шагов в разработке концепции может быть представлена следующим образом:

1. Поиски своего видения предмета речи и темы.

2. Анализ темы, т.е. выбор проблемы для изучения темы.

3. Исследование проблемы через призму имеющегося чужого опыта, в том числе накопленных в литературе знаний.

4. Критическое осмысление чужого опыта, пропускание его через призму своего понимания и наоборот, формирование позиции.

Для четкого формулирования концепции рекомендуется тезисная форма. В тезисном речевом произведении выделяются, как правило, следующие композиционные части: 1) предельно сжатая преамбула (введение), 2) основное изложение, 3) заключительный тезис.

Следующий этап ораторской деятельности в ее докоммуникативной фазе (до встречи со слушателями) – это развитие, обогащение тезисов, обоснование концептуальных установок, подбор и организация материалов речи.


0390197653297562.html
0390225628052673.html
    PR.RU™