Роль социальной работы в социальной защите детства

Предыдущая17181920212223242526272829303132Следующая

Социальная защищённость рассматривается с 2х сторон.

1. Объективный аспект – реальное состояние дел в системе социальной защиты. Есть ли учреждения правовая база или нет.

2. Субъективный аспект – внутренняя субъективная оценка человека, на сколько он чувствует себя уверенным в будущем.

В мире существуют 2 основные противоположные модели социальной защиты.

1. Скандинавская, где объектом являются все дети, часто эту модель сравнивают с советской.

2. Американская – адресная, выборочная помощь только наиболее нуждающимся.

В настоящее время в практике России присутствуют обе модели.

Принципы социальной защиты:

1. Принцип гуманности – деятельность специалиста направлена на устранение негативных факторов, способствующих созданию гуманности.

2. Принцип комплексности – социальная защита проводится в целом.

3. Принцип адресности – выделение определённых категорий, имеющих определённые трудности.

4. Принцип обеспечения прав и свобод – соблюдения прав и свобод. Объекты: дети, дети отдельных категорий (сироты, инвалиды), семья. Субъекты – государство, различные учреждения, правозащитные учреждения. Особая работа – с беспризорными детьми и несовершеннолетними матерями.

Направления системы социальной защиты детства:

1. Социальная защита процесса развития и формирования личности - создание благоприятных и равных условий, позволяющих любому ребёнку реализовать себя.

2. Социальная защита среды формирования личности. – создание условий, поддержание социальных институтов (поддержка семьи, учреждения дополнительного образования, социальные учреждения).

3. Защита прав ребёнка. – информирование детей о правах, создание условий для соблюдения этих прав, оказание помощи когда эти права нарушаются..

4. Целевая социальная защита. – разработка целевых программ и оказание помощи, поддержка отдельных категорий семей и детей (например, дети России).- оказание помощи конкретной семье, ребёнку (социальными учреждениями)

Компоненты социальной защиты как системы.

1. Социальное обеспечение: пособия, социальные выплаты, пенсия по утере кормильца, пособие на ребёнка-инвалида.

2. Дополнительные гарантии или льготы (социальное страхование).

3. Социальное обслуживание – деятельности социальных служб по оказанию помощи.

Анализ истории и современной практики социальной защиты детства в России позволяют сформулировать следующее определение.

Система социальной защиты детства — это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты российских детей.

Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами: во-первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей в современной России; во-вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детства; и, в-третьих, опытом социальной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ в современной России. Рассмотрим эти факторы.



Уровень материального обеспечения российского детства определяется общим уровнем жизни населения страны. По данным разных источников, примерно половина населения России живет на грани или за чертой бедности. Дети из этих Семей, как показывает практика, лишены не только многих предметов первой необходимости, но и социальных перспектив: дополнительного образования - гуманитарного, спортивного, музыкального, творческого и других, качественного медицинского обеспечения и, как следствие, крепкого здоровья, профессионального, научного, творческого роста.

Трагично положение многих детей-инвалидов: современная система государственного финансирования облегчения их участи настолько мизерна, что подталкивает родителей к передаче их государственные детские учреждения, где маленькие инвалиды остаются не только без родительского тепла, но зачастую и без должного врачебного присмотра.

Многие тысячи детей — выпускников сиротских учреждений оказываются невостребованными на рынке труда и неспособными самостоятельно продолжить учебу. Это одно из обстоятельств, объясняющих тот факт, что примерно третья часть из них попадает на скамью подсудимых, пятая часть становится бомжами и десятая часть кончает с собой; около 3 тысяч подростков находятся в числе заключенных, а среди осужденных подростков 90% — рецидивисты.

Международный аспект системы социальной защиты детства проявляется в том, что социальной защитой детства занимаются ныне многие международные организации: Организация Объединенных Наций, детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирный Совет по вопросам одаренных и талантливых детей, Международный Союз по защите детей, Международная Федерация детских содружеств, Международный комитет движения детей и юношей, Европейское бюро по вопросам детей и молодежи, Международная организация судей по делам несовершеннолетних и другие.

Функционирование международных организаций способствует развитию институционного сотрудничества государств и общественных организаций в области социальной защиты детей, обмену опытом строительства и функционирования национальных систем социальной защиты детства и ко многому обязывает подписавшие международные соглашения государства и общественные организации, в том числе, естественно, Российскую Федерацию и ее общественные структуры.

Серьезное влияние на формирование современной российской системы социальной защиты детства оказывает исторический отечественный опыт социального обеспечения и социальной защиты детей.

В дореволюционной России накоплен значительный опыт благотворительных акций, социального обеспечения и социальной защиты детей-сирот, детей-подкидышей, детей, рожденных вне брака, детей из бедных семей. Интересен опыт участия в качестве покровителей, попечителей и спонсоров, благотворителей этого благородного дела первых лиц государства, членов царской семьи, высокопоставленных чиновников и их супруг, крупных предпринимателей, купцов и видных представителей интеллигенции, церкви и монастырей.

Советский период России характерен стремлением государства охватить максимально возможное количество детей социальным обеспечением и социальной защитой; дать всем детям Обязательное полное среднее образование, а дошкольников, по возможности, охватить дошкольными детскими учреждениями; широким развитием системы дополнительного — гуманитарного, музыкального, языкового, спортивного и других форм образования при символической оплате дополнительных образовательных услуг; массовым вовлечением детей в лечебно-оздоровительные и Культурно-просветительные мероприятия; интенсивным строительством для детей специализированных зданий и сооружений — Школьных, дошкольных, спортивных; различных дворцов, домов, станций, баз и лагерей.

В качестве шефов к работе с детьми широко привлекались государственные учреждения, общественные организации, коллективы учреждений, предприятий и колхозов, воинские части и соединения.

В постсоветский период —период всеобщего реформирования — реформируется и система социальной защиты детства. Испытываются новые приемы, формы и методы социальной работы с детьми.

Четко прослеживается тенденция перехода от всеобщего социального обеспечения к адресной социальной защите детей. Рассмотренный опыт и современные российские реалии позволяют определить содержание современной системы социальной I защиты детства следующими основными направлениями:

• интегрирование российской системы социальной защиты детства в международную путем включения положений подписанных Россией международных соглашений в Конституцию; законы, другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и, естественно, реализация этих положений;

• изучение и в разумных формах внедрение отечественного опыта социального обеспечения и социальной защиты детства в практику;

• изучение зарубежного опыта социальной защиты детства и внедрение его в практику с учетом российских реалий;

• повышение роли государства в развитии теории и практики социальной защиты детства;

• активизация действующих, создание в меру целесообразности новых и воссоздание проверенных временем ранее действовавших общественных организаций, также с учетом современных реалий;

• вовлечение в социальную защиту детства церкви, религиозных организаций, монастырей;

• вовлечение в социальную защиту детей граждан, имеющих высокий социальный статус или свободные денежные средства, которые они могли бы затратить на защиту детства;

• обеспечение достойной роли семьи в создании благоприятного климата для разностороннего развития детей в защите их законных прав и интересов;

• повышение роли всех форм детских учреждений в формировании у воспитанников гражданских качеств, в пропаганде прав и обязанностей детей перед обществом, в их профессиональной ориентации и социальной защите при вступлении в самостоятельную жизнь;

• расширение сети разностороннего дополнительного образования (гуманитарного, музыкального, спортивного и др.) и внешкольных детских учреждений - дворцов, домов, станций, центров, лагерей и др.;

•развитие многообразной системы денежных пособий семьям, поощряющей рождение и разностороннее воспитание детей, помогающей малообеспеченным семьям и детям, попавшим в трудную ситуацию;

•активная социальная работа с детьми из группы социального риска —из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, находящихся в исправительных учреждениях и вышедших из них;

Безработица

Безрабо́тица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Существует несколько видов безработицы.

· Фрикционная безработица - кратковременная незанятость работников, связанная с поиском новой работы или профессии (при добровольном уходе с прежнего места работы), с временным увольнением или с потерей сезонной работы. К данному виду относится также безработица среди молодых людей, впервые ищущих работу. Носит добровольный и относительно кратковременный характер.

· Структурная (технологическая) безработица - безработица, вызванная снижением спроса на рабочую силу определенного качества (квалификации, профессии и т.д.) в связи с изменением структуры общественного производства. Обычно связана с научно-техническим прогрессом, появлением спроса на новые профессии, для освоения которых необходимы время и специальное обучение. Носит вынужденный характер.

Выделяют три основные причины безработицы:

1. потеря работы (увольнение);

2. добровольный уход с работы;

3. первое появление на рынке труда.

Последствия безработицы:

· Снижение доходов

· Потеря квалификации

· Экономические последствия (потеря ВВП)

· Ухудшение криминогенной ситуации

· Ухудшение динамики роста интереса населения к труду

· Снижение уровня обеспеченности домохозяйств

Государственная политика борьбы с безработицей.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

· выплата пособий по безработице;

· создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

· усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

· создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

· создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

· помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

· проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

· создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.


0392060914527067.html
0392085696090678.html
    PR.RU™