контроля и самоконтроля 4 страница

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

4. По каким идейным мотивам произошел раскол христианской церкви на православную и римско - католическую и кто из философов средневековья давал ему идейное обоснование?

5. Что обозначают понятия «философия» и «мировоззрение» и в чем их единство?

Вариант 13

1. Концепция атомизма в античной философии.

2. В чем основное отличие гноссеологии от методологии в философии первого модуля?

3. Модель идеального государства Платона.

4. Сущность принципа теогонии.

5. Содержание понятий “единичное” и “всеобщее”.

Вариант 14

1. Концепция диалектики в античной философии.

2. Учение Аристотеля о государстве.

3. Каково содержание понятия “природа человека” в философии первого модуля.

4. Кто является основоположником даосизма?

5. Содержание понятия “возможность”?

Вариант 15

1. Каково содержание понятия “опыт” в античной философии?

2. Концепция гармонии веры и разума в философии первого модуля.

3. Кто был автором этического принципа «золотой середины»?

4. Каковы сущностные определения “человека” дают философы первого модуля?

5. Назовите основные причины раскола христианской церкви?


1.9.0.0. Примерные варианты выбора заданий второго модуля и тем контрольных работ №1 для заочников

Древняя Индия: ведический период ____________ Вольтер

ранний буддизм ______________П. Гольбах

классический период __________К. Гельвеций

Древний Китай: даосизм _____________________ Д. Дидро

конфуцианство _______________ Ш.Фурье

Античность: милетская школа ________________Т. Гоббс

Гераклит _______________________Г. Гегель

пифагорейская школа ____________Г. Лейбниц

Парменид ______________________И. Ньютон

Зенон Элейский _________________Р. Декарт

Демокрит ______________________Ф. Бэкон

Сократ ________________________Ж.Ж. Руссо

школа софистов _______________Дж. Беркли

Платон _______________________Ф. Шеллинг

Аристотель _____________________А. Сен-Симон

Эпикур ________________________К. Маркс

Древний Рим: Сенека _______________________Ф. Ницше

Марк Аврелий __________________А. Шопенгауэр

Плотин ________________________И. Фихте

Прокл _________________________Д. Юм

Мусульманский Восток: Ибн-Сина /Авиценна/ _____П. Гассенди

средних веков Ибн-Рушд /Аверроэс/ _____Б. Спиноза

Коран __________________Б.Паскаль

Христианская Европа: Августин Аврелий _________И. Кант

средневековья Пьер Абеляр _____________Д. Локк

Фома Аквинский __________В. Гёте

Николай Кузанский ________Ф. Энгельс

Библия __________________Л. Фейербах


МОДУЛЬ II



2.0.0.0. ГЛАВА II. ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Новоевропейская философия охватывает период XV – XIX веков. Это время становления и развития антропоцентрической модели мировоззрения, принципиально отличной от предшествующей теологической. В ней центральное, системообразующее положение занимает не Бог, а человек.

Рождение нового, характерного лишь для европейской культуры, мировоззрения проходило в форме духовного размежевания с предшествующим теологическим мировоззрением. В этом процессе принимают участие представители самых различных духовных течений и социальных слоёв: от прогрессивных теологов и священников, до свободных поэтов, художников, естествоиспытателей и философов.

На историческую арену выходит третье сословие в связи с бурным развитием европейских городов, становлением свободного предпринимательства, великими географическими открытиями, религиозной Реформацией и последовавшей за ней Контрреформацией.

Эта эпоха формирует новый тип человека с ярко выраженным, развитым индивидуальным сознанием. На смену кроткому, богобоязненному, корпоративно-сословному человеку средневековья идёт человек свободный, проникнутый духом честолюбия, стремлением к всестороннему развитию сил и талантов своей индивидуальности. Аскетизму христианской жизни и морали противопоставлены идеалы полнокровной, возвышенно-утончённой, активной, содержательной, продуктивной жизни человека, носителя «духа капитализма».

В образе жизни и хозяйственной деятельности народов Западной Европы происходят кардинальные перемены. Речь идёт, в первую очередь, о переоценке роли труда в жизни общества, государства, конкретного человека: крестьянина, ремесленника, предпринимателя. Из средства аскезы, терапии телесных и духовных недугов, труд превращается в источник богатства, культуры, престижа, достоинства.

Противопоставление истин веры истинам человеческого разума, начатое ещё в позднем средневековье, вытеснило науку в мирскую, хозяйственную жизнь. Вместе с авторитетом труда растёт уважение к науке, техническим изобретениям и усовершенствованиям, рационализирующим и облегчающим труд, снижающих стоимость производимых товаров и услуг.

В конце XVI – начале XVII веков в первых очагах новоевропейской культуры: итальянской Флоренции, Англии, Нидерландах, Испании, Франции, возникает экспериментально-математическое естествознание. Его создателями были Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Блез Паскаль, Роберт Бойль, Иоган Кеплер и др. С этого времени его триумфальное шествие стало определять общественное сознание, жизненные установки и способ мышления, характер европейской культуры и индустриально-технологическую цивилизацию.

Отличительной особенностью развития философии этого периода стало ее активное участие в разработке оснований нового мировоззрения. Основным союзником философии становится не гуманитарное знание, а наука.

Философия претендует на роль духовного лидера в новоевропейской культуре. Чтобы завоевать духовное пространство занимаемое теологией, надо было противопоставить идеалы более привлекательные, аргументы более весомые, методологию более эффективную. Не все философы второго модуля порвали связи с аргументами теологической модели мировоззрения. Во многих философских теориях религии и Богу отводится весьма почётное место. Их антропоцентрическая позиция одета в религиозно-теологические одежды.

Если философ ставит человека на место Бога, то это обязывает представить доказательства обоснованности подобных притязаний. Откуда у человека ресурс, способный гарантировать более совершенное и более полное бытие, чем бытие под попечением Бога?

Этот ресурс новоевропейская философия видит в природе и человеке, как ее органической части. Разработка новой концепции природы стала мировоззренческой программой всех философских течений этого времени.

Новый образ природы создают и философы, и естествоиспытатели. Она представляется как вместилище неиссякаемых сил, энергий, потребительских свойств. Овладев ими, приручив их, заставив работать на себя, человек обретает неограниченное могущество, подобно богам. Новоевропейская философия и наука создают новое Евангелие. В нём природа наделена качествами Творца, а философия и наука – Его Слово. Естествоиспытателя, инженера, изобретателя почитают как героя в античные времена или святого в эпоху средневековья.

Принципиально меняется содержание естествознания Нового времени. Перемены касаются самих его оснований. Наука во все времена считает основой знания опыт. Именно это понятие трансформируется философией второго модуля. Если в античной и средневековой философии опыт понимается как созерцание, как единство чувственного переживания и памяти, то в новоевропейской философии опыт дополняется новой компонентой – активным, целенаправленным практическим действием. Такое понимание опыта получает название эксперимента. Эта трансформация привела к изменению второго основополагающего понятия науки – понятия истины и её критериев.

В античной и средневековой науке под истиной понимается соответствие дедуктивных выводов и следствий исходным основаниям и принципам «первой науки», т.е. философии. В новоевропейской науке под истиной понимают соответствие теоретических представлений о предмете или процессе фактам, получаемым в ходе экспериментального их воспроизведения. Введение эксперимента в основание научного знания и экспериментального метода в качестве абсолютного критерия истины имело своей целью оградить науку от неопределённости теологической мысли. Одновременно наука обретает автономию и по отношению к философии.

Дело в том, что наука, располагающая собственными основаниями, принципами и методами, не нуждается в особой философской опеке. Законность научного знания теперь можно обосновать, сверяя гипотезу учёного с фактами эксперимента. Длительное время наука вообще может не обращаться к философии, пока её развитию не мешают её собственные основания.

Эта особенность развития экспериментальной науки определила специфику её отношений с философией. Тесный союз философии и науки в начале этого периода сменился к концу XVIII века полной автономией наук о природе. Философия сохраняет за собой, на некоторое время, область сознания и жизни, куда ещё не проникла экспериментальная наука. Но к концу XIX века философия уступает науке и эти области.

В науке появляется идейное течение, провозгласившее тезис: «Наука – сама себе философия». В дальнейшем оно получило название сциентизма. Сциентизм объявляет о своей полной независимости и отправляет философию, как и теологию, в предысторию человеческой мысли.

Некоторое время философия пытается создавать энциклопедии человеческого знания (Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.), но претензии философии на роль науки наук оказались неосновательными. Дело в том, что энциклопедисты создавали научные картины мира на основе принципов и методов, не выходивших за пределы ограниченного научного опыта.

Постоянно меняющаяся научная картина мира обрекла энциклопедические претензии философии на неудачу. Успехи науки и её технологических приложений, достигнутые в пределах оснований и принципов эмпирической философии, отодвинули на задний план главную гносеологическую проблему философии – проблему природы, происхождения и источника самих этих оснований и принципов.

Эти вопросы никогда не были и не могут быть в компетенции наук, поскольку их компетенция ограничена их собственными основаниями и опытом, выходить за пределы которых они не имеют права по законам логики. Необходимость обоснования новых оснований естественных наук возникла только в самом конце XIX века в связи с революционными открытиями в физике. Их теоретическая интерпретация разрушила старое единство научного знания. Философия вновь стала востребованной, поскольку создать новые основания наук и новую методологию их обоснования могла только она. Проблема отношения науки и философии приобрела новые грани во всех функциональных проявлениях философского знания. Изучение их предусматривается в программах третьего и четвертого модулей.

2.1.0.0. Программа самостоятельной работы второго модуля.

1.Проблема бытия и сознания в новоевропейской философии: новая концепция природы; гелиоцентризм; бесконечная Вселенная /Д. Бруно/; природа, как протяженная субстанция (Р. Декарт, Б. Спиноза); концепция атомизма (П. Гассенди, И. Ньютон); природа, как источник сил, энергий, ступеней совершенств (Г. Лейбниц); явление и вещь в себе (И. Кант); диалектика природы, общественного бытия и сознания в немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Шеллинг, И. Фихте, Г.Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс); наука как форма отношения бытия и сознания (Ф. Бэкон, Г.Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф.Энгельс).

2.Гуманизм и проблемы личности в новоевропейской философии: принципы и установки антропоцентризма (Д. Локк, Р. Декарт, Ж-.Ж. Руссо, И. Кант, Л.Фейербах, К. Маркс, Ф. Ницше); Реформация и Контрреформация; просветительский идеал человека ( Руссо, П.Гольбах, И. Кант, В. Гете); частный интерес и общественная справедливость (Т. Гоббс, Д.Локк, И. Кант, Сен-Симон, К.Маркс, Ф.Ницше); ценности гражданского общества и правового государства (И.Кант, Г.Гегель, К. Маркс, Ф. Ницше); исторический прогресс, формация, цивилизация, культура (Ж.-Ж.. Руссо, Г.Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс, А.Шопенгауэр); человек, личность, индивидуальность (Ж.-Ж. Руссо, И.Кант, И.Фихте, Сен-Симон, Л.Фейербах, К. Маркс, Ф.Ницше).

3.Свобода как проблема новоевропейской философии: наука, как орудие господства человека над природой (Ф.Бэкон, И. Ньютон, И. Кант, Г.Гегель, Ш. Фурье, К.Маркс, Ф.Энгельс); детерминизм и свобода, необходимость и свобода, мир природы и мир свободы (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант, И. Фихте, Д. Дидро, Г.Гегель, К. Маркс, Ф.Энгельс, Ф.Ницше); свобода и деятельность, труд, творчество (Р.Декарт, Б.Паскаль, Г.Лейбниц, И.Кант, Вольтер, Ф.Шеллинг, Л.Фейербах, Ш.Фурье, Р.Оуэн, К.Маркс, Ф.Ницше).

4.Проблемы познания и деятельности в новоевропейской философии: исследование содержания познавательного процесса, его возможностей и границ (Ф.Бэкон, Д.Локк, Р.Декарт, Д.Юм, И. Кант, Г.Лейбниц, И.Фихте, Г.Гегель, К.Маркс); чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое, субъект и объект познания (Д.Локк, Дж.Беркли, Г.Лейбниц, И.Кант, Д.Дидро, Г. Гегель, Л.Фейербах, А. Шопенгауэр); истина и заблуждение: содержание, источники, языковая форма, критерии ( Ф.Бэкон, Д.Локк, Г.Лейбниц, И.Кант, Г.Гегель, Ф.Энгельс, А.Шопенгауэр ); научное познание, его отличие от обыденного, художественного, религиозного; классификация наук и проекты их организации и развития (Ф.Бэкон, Г.Лейбниц, И.Кант, Д. Дидро, Ш.Фурье, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Ф.Энгельс).

5.Учения о методах познания и деятельности в новоевропейской философии: философская и научная методология, эмпирические и теоретические методы, их функциональные и инструментальные возможности, и области применения (Ф.Бэкон, Р.Декарт, И.Ньютон, Г. Лейбниц, И.Кант, Г.Гегель, Ф. Энгельс, К.Маркс, Ф.Шеллинг, Ф.Ницше); формальная и диалектическая логика, их методологический потенциал и область применения (И.Кант, Г. Гегель, К. Маркс); специфика методов познания социальных процессов (И. Кант, Ф.Шеллинг, И. Фихте, Д.Юм, Г.Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс, А.Шопенгауэр).

2.2.0.0. Библиография к программе самостоятельной работы второго модуля.

ПЕРВОИСТОЧНИКИ

1. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.- М., 1977-1978. Т.2. Афоризмы об истолковании природы и царства человека.

2 Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.- М., 1977-1978. Т.2. Новый Органон.

3. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.- М., 1977-1978. Т.2. Новая Атлантида.

4. Беркли. Сочинения. - М.,1978. Трактат о началах человеческого знания

5. Бруно Дж. Диалоги. – М., 1949.

6. Вольтер. Философские сочинения. - М.,1988. Метафизический трактат. Глава 7. Свободен ли человек?

7. Вольтер. Философские сочинения. - М.,1988. Метафизический трактат. Несведущий философ.

8. Гассенди П. Сочинения в 2-х т.- М., 1966. Т. 2. Свод философии.

9. Гегель. Сочинения в 14-и т. – М., 1959. Т.8. Философия истории. Разд.: Сущность духа и этапы его развития. Всемирная история, особенности её развития.

10. Гегель. Наука логики в 3-х т. – М., 1970-1972.

11. Гегель. Наука логики в 3-х т. – М., 1970. Т.1. Книга первая. Учение о бытии.

12.Гегель. Сочинения в 14-и т. – М., 1959. Феноменология духа.

13. Гельвеций. Сочинения в 2-х т. – М., 1973. Т.1. Об уме.

14. Гельвеций. Сочинения в 2-х т. – М., 1973. Т.2. О человеке.

15. Гёте. Фауст. – М.,1968.

16. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т. М. 1964. Т.1. О теле. О человеке.

17. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т. – М.,1964, Т.2, Левиафан.

18. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т. - М.,1964- Т.2. Левиафан: Гл.21. О свободе и необходимости.

19. Гольбах П. Избранные произведения в 2-х т. - М.,1963. Т. 1. Система природы.

20. Декарт Р. Сочинения в 2-х т. - М.,1973. Т.2. Рассуждение о методе.

21. Декарт Р. Сочинения в 2-х т. - М.,1989. Т.1.Первоначала философии. Часть 1

22. Декарт Р. Сочинения в 2-х т. - М.,1989. Т.1. Страсти души.

23. Декарт Р. Сочинения в 2-х т. - М.,1989. Т.1. Страсти души. Т.2. Для Арно, 29 июля 1648 г.

24. Дидро. Сочинения в 10-и т. – М., 1947. Т.1. Разговор Даламбера с Дидро.

25. Дидро. Сочинения в 10-и т. - М.,1947. Т.1. Мысли об объяснении природы.

26. Дидро. Сочинения в 10-и т. – М., 1947. Т.4. Племянник Рамо.

27. Кант И. Сочинения в 6-и т. - М.,1963-1966. Т.1. Естественная история и теория неба. Пролегомены.

28. Кант И. Сочинения в 6-и т, - М., 1963-1966. ТЗ. Трансцендентальная диалектика. Т. 6. Идея всеобщей истории во всемирном гражданском праве.

29.Кант И. Сочинения в 6-и т. - М., 1963-1966. Т.1. Критика практического разума. О поговорке.

30. Кант К. Сочинения в 6-и т. – М., 1953-1966, Т.2. Критика чистого разума. Т.4. Критика практического разума:

31. Карлейль Т. Теперь и прежде. - М.,1994. Трудиться и не унывать.

32. Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1936.

33. Ламетри. Сочинения. - М-, 1982. Человек – машина.

34. Лейбниц. Сочинения в 4-х т. - М.,1983, Т.1. Монадология.

35. Лейбниц. Сочинения в 4-х т. - М.,1983. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении. Кн. 2. Гл. 21.

36. Локк Д. Сочинения в 3-х т. – М.,1988.Т.1 Опыт о человеческом разуме. Т.2 Трактат о государственном правлении.

37. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – М.,1956.Т.3. Тезисы о Фейербахе. Немецкая идеология. Часть 1. Т.13. К критике политической экономии. Предисловие. Т.20. Анти-Дюринг. Диалектика природы.

38. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – М., 1960. Т.13. К критике политической экономии. Введение. Предисловие. Т.20. Анти-Дюринг.

39. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – М., 1974. Т.42. Экономическо-философские рукописи 1844 года, Т.20. Диалектика природы.

40. Монтень М. Опыты. В 3-х книгах. – М., 1980.

41. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. - М.,1990. Т.1. Воля к власти.

42. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. - М.,1990. Т.2. По ту сторону добра и зла,

43. Ницше Ф. Антихристианин. Сумерки богов. М.,1989.

44. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т, - М.,1990. Т.2. Так говорил Заратустра.

45. Ньютон. Математические начала натуральной философии. -М.1936.

46. Оуэн Р. Избранные сочинения. - М.,1955. Революция в сознании и практике человеческого рода.

47. Паскаль Б. Мысли. – М.,1995.

48. Руссо Ж..Ж.. Трактаты. - М.,1969. Об общественном договоре или Принципы политического права. Кн.3. Гл. 15.

49. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. – М., 1981. Т.1. Эмиль или о воспитании.

50. Сен-Симон. Сочинения. - М.,1955. Письма Женевского обитателя.

51. Сен-Симон. Сочинения. - М.,1955. Очерк науки о человеке.

52. Спиноза Е. Избранные произведения в 2-х т. " М.,1957. Т. I. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье.

53. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. - М.,1957. Т.2. Этика.

54. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. - М.,1957. Т.1. Трактат об усовершенствовании разума.

55. Фейербах Л. Сочинения в 2-х т. - М.,1995. Т.1. Необходимость реформы философии.

56. Фейербах Л. Сочинения в 2-х т. - М.,1995. Т.1.Основные положения философии будущего.

57. Фейербах Л. Сочинения в 2-х т. - М.,1995. Т.2 Сущность христианства.

58. Фейербах Л. Собрание произведений. - М.1967. О спиритуализме и материализме, в особенности об их отношении к свободе воли.

59. Фейербах Л. Сочинения в 2-х т. – М., 1995. Т.2. Лекции о сущности религии.

60. Фихте. Сочинения. – М., 1968. Наукоучение.

61. Фихте. Сочинения. – М.,1968. Учение о человеке и обществе.

62. Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир. – М., 1939.

63. Шеллинг. Философия искусства. - М.,1970.

64. Шеллинг. Сочинения, - М.,1970. Первый набросок системы натурфилософии.

65. Шеллинг. Сочинения. - М.,1970. Философские исследования о сущности человеческой свободы.

66. Шеллинг. Сочинения. - М.,1970. Система трансценден-тального идеализма.

67. Шеллинг, Сочинения. - М., 1970. Философия откровения.

68. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.,1993. Мир как воля и представление.

69.Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.,1993. Понятие воли.

70. Шопенгауэр А. Избранное произведения. - М.,1993. Идеи этики. Основные идеи эстетики. Афоризмы житейской мудрости.

71. Юм Д. Сочинения. – М., 1965.

СПРАВОЧНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

72. Антология мировой философии в 4-х тт. - М.,1969-1972.Т.Т.2,3.

73. Всемирная энциклопедия. Философия. - М.,2001.

74. История философии в кратком изложении. - М.,1991.

75. История философии / Запад-Россия-Восток. Под редакцией Н.В. Мотрошиловой. Книга вторая. – М.,1997.

76. Хрестоматия по истории философии от Лао-Цзы до Фейербаха. – М., 1997, ч.1.

77. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М.,1996.

78. Пиама Гайденко. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – М., 2000.

79. Рассел Б. История западной философии. – М., 1995.

80. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1994. Т.3.

81. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 веков. – М., 1987.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЗОРЫ

82. Асмус В.Ф. Декарт. – М., 1956.

83. Асмус В.Ф. Очерки истории диалектики в новой философии. Избр. философские труды. – М., 1971.

84. Гулыга А.В. Гегель. М., 1980.

85.Гулыга А.В. Кант. – М., 1977.

86.Горфункель А.Х. Джордано Бруно. – М., 1975.

87. Мельвиль Ю.К. Фрэнсис Бэкон. – М., 1961.

88. Франс Меринг. Карл Маркс. История его жизни. – М., 1957.

89. Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. – М., 1972.

90. Огюст Корню. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность. – М.,1961.

91. Соколов В.В. Философия Спинозы и современность. – М., 1966.


2.3.0.0. Примерная тематика индивидуальных заданий самостоятельной работы и информационные источники к ним.

1. Западноевропейская философия 16-18 веков:

а. Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). [1;2;3;72, т.2;75, т.2;76, т.1;78, с.153-181;86.]

б. Джордано Бруно (1548-1600 гг.). [5;72, т.2;75, т.2;76, т.1;78. с.55-61;86.]

в. Рене Декарт (1596-1650 гг.). [20;21;22;23;72, т.2;76, т.1;78. с.111-153;82.]

г. Томас Гоббс (1588-1679 гг.). [16;17;18;72, т.2;75, т.2;76, т.1;78, с269 --275.]

д. Пьер Гассенди (1592-1655 гг.). [8;72, т.2; 75, т.1;78. с.183-191]

е. Блез Паскаль (1623-1662 гг.). [47;72, т.2;75, т.2;76, т.1]

ж. Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.). [52;53;54;72, т.2;75, т.2;76, т.1]

з. Джон Локк (1632-1704 гг.). [36;72, т.2;75, т.2;76, т.1;78. с.305-317]

и. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.). [34;35;72, т.2;75, т.2;76, т.1;78. с.255-305;89]

к. Исаак Ньютон (1642-1727 гг.). [45;72, т.2;75, т.2;78. с.209-255]

л. Джордж Беркли (1685-1753 гг.). [4;72, т.2;75, т.2;79;80, т.3]

м. Давид Юм (1711-1776 гг.). [71;72, т.2;75, т.2;79]

2. Философия французского Просвещения:

а. Вольтер (1694-1778 гг.). [6;7;72, т.2;75, т.2;78. с.305-317]

б. Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). [48;49; , т.2;75, т.2;78. с.305-307]

в. Дени Дидро (1713-1784 гг.). [24;25;26; , т.2;75, т.2;78. с.305-317]

г. Клод Адриан Гельвеций (1715-1771 гг.).[13;14; , т.2;75, т.2;78. с.305-317]

д. Пауль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1804 гг.). [19; , т.2;75, т.2;78. с.305-317]

3. Немецкая классическая философия:

а. Иммануил Кант (1724-1804 гг.). [27;28;29;30;72, т.3,с.89-197;75, т.2;78. с.317-339;85]

б. Иоганн Готлиб Фихте (1726-1814 гг.). [60;61;72, т.3,с.197-243; 75, т.2;78. с.387-391]

в. Вольфганг Гете (1749-1832 гг.). [15;72, т.3, с.64-68]

г. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). [9;10;11;12;72, т.3, с.282-395; 75, т.2;78. с.395-406;84]

д. Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775-1854 гг.). [63;64;65;66;67;72, т.3, с.243-282; 75, т.2;78. с.391-395;83]

е. Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). [55;56;57;58;59;72, т.3, с.440-490; 75, т.2]

4. Западноевропейская социалистическая философия:

а. Анри де Сен-Симон (1760-1825 гг.). [50;51; 72, т.3, с.504-514;80, т.3]

б. Франсуа-Мари-Шарль Фурье (1772-1825 гг.). [62; 72, т.3, с.514-525;80, т.3]

в. Роберт Оуэн (1771-1858 гг.). [46; 72, т.3, с.535-534;80, т.3]

г. Карл Маркс (1818-1883 гг.). [37;38;80, т.3;88; 90]

д. Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.). [37;38;80, т.3;88;90]

5. Философия немецкого иррационализма 19 века:

а. Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.). [68;69;70; 72, т.3, с.673-704;79;80]

б. Фридрих Ницше (1844-1900гг.). [41;42;43;44;75, т.3;79;80]


2.4.0.0. ЗАДАНИЕ 1. Проблема бытия и сознания в новоевропейской философии.

1. Специфика постановки проблемы бытия и сознания в ново-европейской философии.

2. Механистическая картина мира.

3. Становление диалектической картины мира. Философия и наука.

2.4.1.0. Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним.

1.Фрэнсис Бэкон об источниках могущества человека.

[1; 72, т.2, с.35-40;75, с.11-15;76, с.250-252;78, с.153-156;87]

2. Систематизация механистической картины мира в философии Т.Гоббса.

[16;72, т.2, с.41-45; 75, т.2, с.25-31;76, с.55-61;81]

3. Бесконечная Вселенная в философии Джордано Бруно.

[5, с.240-276; с.307-338; 72, т.2, с.25-31;78, с.55-61;86]

4. Р. Декарт о природе, как протяженной субстанции.

[21, т.1, с.179-201; 72, т.2, с.102-106;78, с.120-130;82, с.55-60]

5. Философское обоснование атомизма Пьером Гассенди.

[8, т.1, с.139-165, т.2, с.436-481;78, с.183-190]

6. Учение Б. Спинозы о субстанции. [52, т.1, с.370-386; 72, т.2, с.120-141;91]

7. Монадология Г. Лейбница

[34,т.1,гл.21; 72,т.2,с.256 - 282;78,с.281 - 295;89]

8. Вклад И. Ньютона в создание механистической картины мира.
[45, с.9-39, с.510-529;78, с.220-247]

9. Отношение материи и сознания в философии Дж. Беркли.
[4, с.12-49;72,т.2, с.293-301;75, т.2, с.218-220]

10. Система природы в философии Д. Дидро.

[25, с.1, с.116-185;72,т.2, с.485-496;75, т.2, с.420-426]

11. Систематизация естественнонаучного мировоззрения П.Гольбахом.

[19, с.9-84;72, т.2, с.524-534;75, т.2, с.427-432]

12. Натурфилософия И.Канта.

[27, т.1, с.318-326;28, т.4. ч.1, с.294-326;72, т.3,с.92-100;78, с.339-370]

13. Деятельность, как основание бытия и сознания в философии И. Фихте.

[61, с.362-385;72, т.3, с.197-235;78, с.384-391]

14. Мир как органическое целое в философии Ф.Шеллинга.

[64, т.2, с.90-127;72, т.3, с.243-258;78, с.391-395]

15. Бытие как саморазвивающееся понятие в философии Г. Гегеля. [11;72, т.3, с.304-310, с.332-337;78, с.395-406, 83;84]

16. Материализм Л.Фейербаха.

[55;72, т.3, с.459-483;75, т.2, с.562-578,76, т.1, с.620-651]

17. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

[37, т.3, с.1-78;т.20, с.40-85;88, с.137-158;90, т.3, с.274-325]

18. Воля и представление как основа бытия и сознания в философии А.Шопенгауэра.

[68;72, т.3, с.673-690;79, с.656-680;80, т.3, с.620-630]

2.4.2.0. Глоссарий.

Абсолютная идея

/D/ Absolute Idee, /E/ Absolute idee, /F/ Idea absoluta, /Esp/Idea absoluta

Философская категория, отражающая вечную духовную первооснову бытия, синоним Бога, начало как таковое.

В философии Г.Гегеля, где это понятие играет основополагающую роль, раскрывается процесс поступательного развития сознания от первой фазы, когда сознание только противопоставляет себя предмету, до достижения его на религиозно-философском уровне, т.е. на уровне абсолютной идеи. Это развитие проходит три стадии.

На первой Абсолютная идея выступает в форме эмпирического, простого противопоставления предмету созерцания. Здесь она не знает ни своего подлинного содержания, ни сущности, ни природы, хотя и проходит фазы развития в форме сознания, самосознания и разума на уровне индивидуального человеческого бытия.

На второй она предстаёт в виде форм общественного сознания, постигающих соответствующие стороны общественного бытия. На этой стадии Абсолютная идея познаёт свою собственную природу, смысл исторической деятельности людей и через них смысл индивидуального бытия человека, как субъекта исторического процесса.

На третьей стадии Абсолютная идея поднимается на уровень абсолютного знания. Здесь она постигает смысл истории развития человеческого познания бытия, синтезирует знания предшествующих фаз своего развития. Это знание оформляется в целостную систему, основными гранями которой являются искусство, религия и философия.

Атомизм

/D/ Atomistik, /E/ Atomisme, /F/ Atomisme,/Esp./ Atomismo

Философское и естественнонаучное течение, признающее атом исходной структурной единицей бытия.


0444251896496142.html
0444280129814173.html
    PR.RU™