Печать по книге "Производственная техно - химическая рецептура" 13 страница

хромовыми соединениями (хромовое дубление). Пропитывание голья квасцами и

солью приводит к выделке особых видов кожи. При пропитывании кожи жиром и

ворванью получают особые сорта, вроде замши.

V. Окраска кожи.

Окраска кожи может быть произведена следующими способами:

1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и

погружают ручным способом в 40-50ё красильную ванну; при этом внутренняя

сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при

окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их

количестве.

2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении

вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно

пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.

3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми

осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень

"короткая" красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут

быть использованы;

этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.

4. Нанесение краски при помощи щеток производится большею частью на

большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо

смачивается, а потом наносится краска.

5. Красящие вещества. Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми

веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже

субстантивные. При употреблении основных красящих веществ прибавляют 1-2 г

уксусной кислоты на 1 л красильной смеси. Для кислых красящих веществ

прибавляют 1-3 г муравьиной кислоты на 1 л воды. К субстантивным красящим

веществам ничего не добавляется. Во всех случаях окраска производится при

45-50ё.

6. Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь

кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До

прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует

подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже

пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно

усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную

кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60ё.

7. Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но

температура красильных ванн должна быть ниже (40-45ё).



Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества.

8. Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с

глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30ё.

Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при

температуре красильной ванны в 40-45ё.

9. Окраска лакированной кожи. а) В черный цвет. Кожу, которую хотят

лакировать, впяливают в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой

стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой,

Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают

из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют

на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли.

Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют;

когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего

краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще

2-3 раза.

Когда она снова совершенно высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу

и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.

Далее приготовляют блестящий лак из следующих веществ: 180 г асфальта и

180 г масляного лака.

Его кипятят на угольном жаре в продолжении 5-6 час, по прошествии которых

снимают с огня, прибавляют хороший янтарный лак, голландской сажи и

скипидара и покрывают этим кожу широкой кистью; потом кладут ее таким

образом, чтобы солнце освещало изнанку.

Когда лак наполовину высохнет, кожу перевертывают и высушивают на солнце

окончательно, только жар не должен быть слишком сильный, чтобы не

образовалось пузырей.

б) В белый цвет. Кожу приготовляют, как сказано выше. Для грунта берут

свинцовые белила, хорошенько растирают со скипидаром и разжижают светлым

масляным лаком, после чего мажут этим кожу 3-4 раза.

Далее берут свинцовые белила, растирают их как можно мельче со скипидаром,

разжижают светлым янтарным лаком и лакируют пемзой. Когда лак хорошенько

высохнет, полируют истолченной пемзой и войлоком, потом лакируют в

последний раз янтарным лаком и снова сушат. Сушение должно каждый раз

производиться на солнце.

в) В зеленый цвет. При окрашивании кожи в зеленый цвет первая ее обработка

точно такая же, как и для черного цвета (см. выше); только для первого

грунта берут немного свинцовых белил и лучшую швейнфуртскую зелень,

растирают с хорошим лаком из льняного масла и наводят краску 2-3 раза.

Каждый наведенный слой сушат на солнце и потом гладко полируют пемзой и

маслом. Далее трут мелкими опилками и последний раз наводят новой зеленью,

так же слегка растертой с хорошим льняно-масляным лаком, после чего

полируют мелко растертой пемзой и войлоком. Затем берут хороший янтарный

лак и лакируют, высушив предварительно на солнце, как сказано выше.

10 Перекраска неудавшихся цветных кож в черный цвет. Для перекраски

цветных кож в черный цвет поступают следующим образом: кожам дают первую

ванну (по строганному весу); 10% op-доваля (G) или (2G), 0,5% вассерблау

(АН) или 2% кампешевого экстракта, 0,5% вассерблау (АН). Этим раствором

обработку ведут 3/4 часа при температуре 60ё. Затем добавляют 1%

муравьиной кислоты 30%-ной и вращают еще 1/2 часа.

Далее кожи получают вторую ванну: берут 0,3% корволина (ВТ), вращают 20

мин и добавляют 1-2% сульфированного копытного масла, вращают 1/2 часа,

дают кожам короткую промывку, сушат и отделывают, как обычно.

11. Цветные перекрывающие краски и крашение ими. В последнее время за

границей в целях получения наиболее ровной окраски цветных кож применяют

т. н. перекрывающие краски (Echtdeckfarben). По своему составу и характеру

эти краски не столько перекрывают, сколько выравнивают неправильно

полученную окраску цветных кож при обыкновенном крашении, проникая в них н

сравнивая пятнистые места на коже.

Баденская анилиновая и содовая фабрика в Людвигсгафене на Рейне выработала

следующие 10 основных видов перекрывающих красителей:

1. Эхтдекгельб конц. В. A. S. F.

2. Эхтдекбраун конц. В. A. S. F.

3. Эхтдекшарлах конц. В. A. S. F.

4. Эхтдекбордо конц. В. A. S. F.

5. Эхтдекрубин конц. В. A. S. F.

6. Эхтдекблау конц. В. A. S. F.

7. Эхтдекблау зеленоватый В. A. S. F

8. Эхтдекшварц конц. В. A. S. F "

9. Эхтдеквейс конц. В. A. S. F.

10. Шутцлак конц. В. A. S. F.

Эти красители могут быть применены для всех видов кож. При правильном

применении эти красители дают абсолютно ровный оттенок, быстро сохнут, и

кожи, обработанные ими, можно непосредственно после сушки утюжить и

лощить. Они чрезвычайно хорошо сопротивляются трению, воздействию воды и

света.

При применении этих красителей необходимо соблюдение следующих основных

положений. Вместо обычного аппретирования кожи подвергаются обработке

этими красителями, которые наносят при помощи пневматического

пульверизатора, действующего под давлением 3 атмосфер.

Перед нанесением перекрывающих красителей лицевую сторону кожи нужно

тщательно протереть для удаления излишков жира, во избежание образования

пятен.

Наилучших результатов по обезжириванию достигают при применении специально

вырабатываемого Баденской фабрикой растворителя жиров под маркой "Е-13".

Для употребления его готовят раствор: 100-200 г "Е- 13" в 1 л воды, к

которому добавляют 50 см3 нашатырного спирта.

Для слабо жированных кож достаточно протирания разбавленным раствором

нашатырного спирта, которого берут: 50-100 см3 в 1 л воды.

Процесс протирания с целью обезжиривания должен проводиться с максимальной

тщательностью.

Перед употреблением перекрывающих красителей их необходимо смешать с 95%

спиртом, которого берут 135% по весу красок.

Перекрытые из пульверизатора кожи тщательно высушивают, после чего их

утюжат, а при желании получить высокий глянец- лощат на машине без всякого

предварительного аппретирования, так как в состав этих красителей входят

уже необходимые элементы аппретуры.

Таким образом обработанные кожи являются весьма прочными в отношении

истирания.

Примечание: Перекрывающие красители весьма опасны в пожарном отношении, и

работу с ними необходимо вести очень осторожно. Поэтому при пульверизации

аппарат всегда должен быть тщательно изолирован от других помещений и

должны быть приняты все меры предосторожности .

VI. Водонепроницаемость кожи.

1. Сообщение кожи водонепроницаемости. Чтобы сделать кожу непроницаемой,

пользуются предпочтительно жидкими и твердыми жирами, которые

употребляются или отдельно, или в смеси друг с другом. Они должны

удовлетворять следующим требованиям: проникать возможно глубже в кожу,

делать последнюю гибкой и мягкой и не сообщать ей никаких нежелательных

особенностей. Для таких мазей, сообщающих коже непроницаемость, годятся

все растительные и животные жиры и масла, обладающие возможно слабою

кислою реакцией, и различные роды воска с прибавлением смолы и без нее.

Высыхающие масла, хотя и упоминаемые во многих рецептах для подобной цели,

должны быть совсем исключены, так как они делают кожу с течением времени

жесткой и ломкой. Употребление глицерина бесполезно, так как он водою

снова извлекается из кожи.

Минеральные масла тоже не годятся. Со временем от действия воды

непроницаемость кожи утрачивается, почему смазку ее следует время от

времени повторять. Предлагают следующее средство для сообщения коже

непроницаемости. Растворяют желтый пчелиный воск в бензине до насыщения,

нагревают раствор на водяной бане и прибавляют к нему 1/10 спермацета в

растопленном виде. Застывшая масса сохраняется в баночках и употребляется

следующим образом: растопив на водяной бане, ее наносят на кожу при помощи

щетки или кисти. Кожа должна быть тоже слегка нагрета и вполне сухая. Мазь

проникает глубоко в кожу и, кроме того, образует на ее поверхности тонкий

слой. Последний нисколько не препятствует чистке кремом.

Есть еще другой состав, который был испытан на целом ряде опытов и дал

очень хорошие результаты: он представляет собою смесь из 50 бараньего

сала, распущенного на легком огне, 49 льняного масла и 1 скипидара. Состав

наносится на сухую и нехолодную кожу. Эта мазь особенно пригодна для

охотничьей обуви, и притом как в местах сырых, болотистых, так и для

рыхлого, глубокого снега; во всех подобных случаях она превосходно

предохраняет обувь от сырости.

Вот еще хороший состав для сообщения обуви непромокаемости. Берут 1/4 л

льняного масла и, разогрев его на легком огне, распускают в нем 50 г сала,

5 г воска и 5 г древесной смолы. Этой смесью, слегка разогретой, тщательно

смазывают обувь. Кожа от этого становится не только очень мягкой и гибкой,

но и совершенно непроницаемой для воды.

Любой кожаной обуви можно придать значительную непромокаемость, если

обмазать ее несколько раз густым раствором обыкновенного мыла. По

высыхании обувь не только сохраняет свою первоначальную мягкость, но

становится даже мягче, причем проникнувший во все поры кожи мыльный

раствор заполняет их образующейся при этом жировой кислотой, которая

совсем не пропускает воду.

2. Обувь непромокаемой сделать можно, напитав ее сверху парафином. Для

этого парафин в мелких кусочках опускают в бутылку с бензином и

взбалтывают до полного растворения, после чего волосяной кистью или мягкой

щеткой наносят раствор на кожу. После просушки на открытом воздухе

(подальше от огня !) надо повторить промазку швов.

VII. Имитация кожи.

1. Искусственная кожа по Хаузу. Обрезки кожи размельчаются при помощи

дробильной машины и соединяются раствором каучука в нафталине. На 50

волокон кожи берут 40 этого раствора. Когда смесь будет хорошо размешана,

прибавляют 2 глицерина и массу вымешивают в тесто. Тесто раскладывают в

железные формы и уколачивают до 3 см толщины. Затем массу кладут на

проволочную решетку для просушки, потом заворачивают в сырой упаковочный

холст и прессуют два или три раза между вальцами. После этого холст

снимают с массы, и ее вторично сушат, а вальцуют уже без обертки. После

каждого пропускания между вальцами масса становится тоньше. Вальцевание

продолжают до тех пор, пока не будет достигнута желаемая толщина и

плотность, на что обыкновенно требуется 4 дня. Материал затем сушится и

может быть сразу употреблен на подметки для сапог.

2. Масса из обрезков кожи по Зеренсену. Если обрезки кожи встречаются в

нечистом виде, то их сначала очищают от всех посторонних частей, а затем в

дробильной машине размельчают в возможно мелкий порошок. Размельченную

кожу смешивают с аммиачной водой в студенистую массу, которую прессуют в

формах или вальцуют пластами и высушивают. Получается очень твердый

жесткий продукт с значительной силой сцепления, но он не эластичен и

распадается в воде. Чтобы сделать фабрикат эластичным и нечувствительным к

воде, его смешивают с каучуком, все сорта которого можно употреблять для

этой цели. Каучук разминают и моют в промывной машине, затем сушат, режут

на куски и растворяют в подходящем растворяющем средстве (скипидарное

масло, бензин, сероуглерод). С этим раствором каучука смешивают

обработанную аммиачной водой кожу, вымешивают смесь, пока она не сделается

однородной, затем прессованием в формах или вальцеванием изготавливают

необходимые предметы. Масса пригодна для каблуков и вообще для имитации

кожи, из которой можно делать различные предметы обихода.

Пропорции смеси различны в зависимости от назначения фабриката.

I. 25 камеди, 67 аммиака, 67 кожи.

II. 25 " 80 " 80 "

III. 25 " 75 " 90 "

Массу можно полировать, а также красить любыми красящими веществами.

3. Кожаная масса по Кону и Вольгейму. Кожаные обрезки после промывки

обрабатывают в ванне с небольшим количеством едкого натра или калия. После

разбухания прибавляют в ванну двууглекислый натр, чтобы кожа не сделалась

студенистой. Затем масса разводится водой, тщательно нейтрализуется

соляной кислотой и хорошенько промывается водой. В таком же роде

обрабатываются животные сухожилия: их сушат, колотят, разрывают на

чесальной машине, так что получается что-то вроде шерсти, помещают на

короткое время в ванну из соляной кислоты и сильно прессуют, от чего

сухожильная шерсть переходит в клееобразное вещество. Из приготовленных

таким образом сухожилий прибавляют 5-10% к кожаным обрезкам и из этой

массы на бумагоделательной машине выделывают пластины. На плоской

формовальной сетке пластины опрыскиваются смесью, составленной из равных

частей концентрированного раствора квасцов и раствора поваренной соли, от

чего сухожильная шерсть снова приобретает волокнистое строение и склеивает

волокна кожи.

4. Кожаная масса по Гиатту. Очищенные обрезки кожи вымачиваются в

продолжение одного часа в водяной бане 66 ёЦ., чтобы выделить маслянистые

вещества. Затем их тщательно сушат во вращающемся барабане в теплом

помещении приблизительно в. 66 ёЦ, после чего их мелят более или менее

мелко в зависимости от рода изготовляемых изделий. Смолотый материал

прессуется в формах, нагретых до 116-120ё Ц при давлении не менее 360 кг

на 1 см2; прессуют около 10 мин. Для изготовления каблуков порошок

оставляется в формах лишь столько времени, чтобы наружные части каблуков

затвердели, а внутренность осталась относительно эластичной. Если к

кожаным обрезкам прибавлены еще другие вещества, которые не соединяются с

ними под влиянием жары, то формы нужно нагреть до такой степени, чтобы

частицы кожи обратились в полужидкое состояние, т. е. до 143-144ё Ц.

5. Кожаная масса по Задлеру. Обрезки кожи размельчают и смешивают с

портландским цементом, столярным клеем, известью и стольким количеством

теста из пшеничной муки, чтобы можно было вымесить массу. Массу

выкладывают в ящики соответственной величины, а затем, завернув в полотно,

подвергают гидравлическому давлению между двумя стальными досками. После

прессования массу сушат. Для некоторых целей полученные таким образом

пластины покрываются тонким слоем кожи. В таком случае один слой кожи

кладут на дно ящика, а другой поверх массы, Искусственная кожаная масса

годится для подошв и каблуков.

VIII. Смесь.

1. Сохранение глянца на лакированной коже по Броди. Растапливают в водяной

бане чистый белый воск, потом прибавляют деревянное масло.

Когда оба вещества соединятся, кладут свиное сало и хорошенько мешают на

слабом огне. Затем прибавляют еще скипидар и лавандное масло. Массу

перекладывают в банку, где она, охлаждаясь, твердеет.

При употреблении ею слегка мажут лакированный башмак и трут полотняной

тряпочкой, благодаря чему восстанавливается сошедший глянец и кожа

предохраняется от тресканья.

2. Жидкость для сохранения подошв. Берут 200 крепкого раствора жидкого

стекла и 300 льняного масла. Сливают вместе и встряхивают до тех пор, пока

не образуется молочнообразной эмульсии. Жидкое стекло должно быть как

можно гуще, потому что только густое стекло дает хорошую прочную эмульсию.

3. Чтобы сберечь сапоги, надо после покупки, поносив их с неделю, вымазать

хорошенько рыбьим (тресковым) жиром, не исключая и подошв. Потом через

полсуток вычистить обыкновенной ваксой.

Сначала сапоги эти будут иметь тускловатый вид и синеватый отблеск, но

через несколько дней они получат превосходный глянец, а главное, не будут

втягивать в себя сырость и не будут жать ног и, кроме того, совершенно не

изменяют своего фасона.

Спустя некоторое время раз в неделю, перед чисткою сапог ваксою, надо

намазать слегка свиным салом те места, которые нужно чистить; после этого

тотчас же вычистить это место ваксой.

От сала, соединенного с ваксой, сапог будет иметь ровный и чистый черный

глянец, а кожа остается мягкой и не будет впитывать сырости.

4. Кожаную мебель очистить можно, протерев ее фланелевой тряпкой,

намоченной во взбитых яичных белках. Кожа после такой обработки вновь

приобретает свой прежний блеск.

5. Фильтровальная замша. Фильтровальная бумага, как известно, представляет

то неудобство, что через нее жидкости фильтруются сравнительно медленно, в

особенности более или менее густой и тягучей консистенции. Такое

неудобство всего чувствительнее, когда имеется в виду фильтрация

значительного количества жидкостей. В этих случаях фильтровальная бумага

может быть с успехом заменена замшей. Кусок замши вымачивают в слабом

растворе соды, для удаления содержащихся в ней жиров, а затем тщательно

прополаскивают в холодной воде. Приготовленную таким образом замшу

употребляют как фильтровальную бумагу. Через нее очень чисто и вместе с

тем быстро фильтруются не только всевозможные тинктуры, но и очень густые

сиропы, даже тягучие, слизистые растительные соки. О быстроте этого

процесса можно судить уже по тому, что литр самого густого сиропа

фильтруется в 1/4 часа. Другое немаловажное достоинство фильтровальной

замши состоит в том, что она может служить очень долго; необходимо только

каждый раз после употребления хорошенько ее промывать.

3. БУМАГА И ПАПЬЕ-МАШЕ.

I. Изготовление бумаг и картона.

1. Глянцевитая бумага. Употребляемая в Англии глянцевитая бумага для

печатания приготовляется следующим образом: смешивают 720 г вареного

льняного масла, 24 г желтого воска и 24 г свинцового сахара. Эту смесь

наводят кистью на бумагу и сушат на воздухе в продолжение недели.

2. Бумага для переводных картинок. Гладкую мягкую бумагу, предпочтительно

не очень сильно проклеенную, покрывают следующими растворами:

а) Желатина-1 в 30 воды. Этот раствор наносится губкой, после чего бумага

сушится.

б) Рисового крахмала-5, траганта (род камеди) 5-в 60 воды. (Трагант

размачивается в 30 воды, а из остающихся 30 варят клейстер. Затем оба

раствора смешиваются и кипятятся). Сухую бумагу намазывают при помощи

кисти довольно густым слоем этой жидкости и вновь сушат.

в) После всех этих операций бумагу кроют раствором кровяного альбумина

(бычачья кровь), размоченного в течение 24 час в 3 воды. К этому раствору

прибавляют немного нашатыря в порошке.

4. Меловая бумага. Варят 4 обрезков пергамента, 1 рыбьего клея, 1

гуммиарабика, 240 воды до тех пор, пока не останется половина жидкости.

Процеживают через полотно, разделяют на три части, смешивают

последовательно с 40-32 и 24 свинцовых белил или 30-25-20 цинковых белил и

покрывают бумагу с помощью широкой кисти сначала более густой, затем

слабой жидкостью, дав предварительно высохнуть каждой жидкости. Под конец

сатинируют.

5. Атласная бумага. Для получения атласной бумаги, выглядящей, как шелк

или атлас, поступают следующим образом. Обыкновенную проклеенную и

сатинированную бумагу покрывают лаком из тонко измолотых цинковых белил а

затем посыпают окрашенным анилиновыми красками асбестом. Высушенные листы

сатинируются. При отсутствии сатинировочной машины поступают следующим

образом: на возможно глаже отполированный литографский камень наносят

кашицу из тонко измельченной щавелевой кислоты и небольшого количества

воды и натирают посредством гладко обрезанной и обернутой в шерстяную

ткань широкой пробкой, слегка надавливая, пока поверхность литографского

камня не сделается гладкою и блестящею, как зеркальное стекло. На

подготовленную таким образом каменную поверхность кладут бумагу окрашенною

стороною и пропускают через пресс.

6. Эмалевая бумага. 500 г пергаментных обрезков, 100 рыбьего клея и 100 г

гуммиарабика увариваются в железном котле с 20 л воды до испарения почти

до половины последней, после чего снимают жидкость с огня и процеживают.

Раствор разделяют на три части: к двум из них прибавляют по 3 кг тонко

растертых с водою свинцовых белил, а к 3-й-4 кг. Бумага смазывается первою

смесью, после высушивания- второю и, наконец, после вторичного

высушивания, снова первою. Блеск бумаге придается сатинировочной машиной.

7. Пергаментная бумага. Для изготовления пергаментной бумаги берут плотную

непроклеенную белую бумагу и пропитывают ее след. составом:

концентрированную серную кислоту (уд. вес 1,86) разбавляют пополам с

водою, причем кислоту приливают к воде, а не наоборот. Охладив раствор,

погружают в него бумагу на 15-60 с, в зависимости от толщины и плотности

последней. Обработав бумагу кислотой, ее хорошенько промывают в проточной

воде, а затем для нейтрализации погружают в какой-нибудь щелочный раствор,

напр., в раствор нашатырного спирта. Затем бумагу вторично промывают в

проточной воде и вешают для просушки. Еще не совсем высохшую бумагу гладят

чистыми, не очень горячими утюгами.

8. Пергаментный картон. Наложить друг на друга 15-20 тонких листов бумаги,

пропустить их вместе через ванну из концентрированной серной кислоты, а

затем между вальцами. Вследствие этого все листы бумаги крепко

склеиваются, и вместе с тем увеличивается общая толщина. Полученный таким

образом пергаментный картон нарезается на нужные форматы, причем, в местах

разреза не заметны отдельные слои, так как пергамент образует под вальцами

однородную массу. Изготовленный картон хорошо промывается (см. предыдущий

рецепт).

9. Картон для орнаментов. В плоском котле растворяют довольно жидкий клей

(на 1 кг столярного клея 2 кг воды). В кипящую массу постепенно прибавляют

мел в порошке, просеянный предварительно сквозь частое сито. Мела всыпают

до тех пор, пока клеевая масса в состоянии впитать его в себя. Затем

прибавляют маленькими количествами массу из пропускной бумаги, листы

которой были разварены в горячей воде. После охлаждения массы в котле ее

вынимают, хорошенько еще вымешивают и прессуют тонким слоем в

приготовленных для этой цели формах. Чтобы масса из картона лучше отходила

от гипсовых форм, их нужно покрыть лаком и смазать маслом.

10. Кровельный картон. 70 перегнанного каменноугольного дегтя, 10 тяжелого

минерального масла (смазочного), 20 американской смолы.

11. Непромокаемая бумага, а) По Амелину. Кипятят 576 льняного или репного

масла с 72 глета. Этим маслом смазывают бумагу за два раза и затем сушат в

течение 3-4 суток. Затем намазанные стороны кладут друг на друга и

прессуют.

б) По Мускулюсу. Растворяют асфальт в скипидаре и процеживают. Этим

несколько раз покрывают желтую оберточную бумагу или тонкий картон.

в) По Артусу. Намазать два раза довольно крепкую писчую бумагу раствором

жидкого стекла (от 1,12 до 1,15 уд. веса). Первый слой должен высохнуть

раньше, чем наводить второй.

г) По Динглеру. Сначала растворяют 288 квасцов, 48 белого воска в 360

воды. Затем отдельно растворяют 24 гуммиарабика, 72 столярного клея в 360

воды. Обе жидкости смешивают, нагревают и в нагретом состоянии смачивают

оберточную бумагу до тех пор, пока она совершенно не пропитается

жидкостью. Наконец, ее сушат и прессуют.

д) По Краузе. Пропитывают бумагу водным раствором столярного клея,

технического желатина или казеина с 1 % формалина.

е) По Винклеру. Непромокаемая бумага получается путем погружения хорошей

бумаги в водный раствор шеллака с бурой. Эта бумага немного напоминает

пергаментную. Если указанный раствор окрасить анилиновыми красками, то

получается очень красивая цветная бумага, очень пригодная для

искусственных цветов.

ж) Берут 1 столярного клея и растворяют его в 10 воды, прибавляют раствор

из 1 квасцов в 10 воды. Бумагу погружают в эту смесь, а затем высушивают.

з) Водонепроницаемая бумага изготовляется погружением листов хорошей

непроклеенной или слабо проклеенной бумаги в раствор, полученный от

смешивания крепкого водного раствора нашатырного спирта (аммиака) с

медными опилками. После вымачивания в этом растворе бумага сушится, после

чего она не пропускает воды. Это свойство бумаги сохраняется даже после

обработки ее кипятком.

и) Распустить 500 г белого мыла в 1/2 л воды; затем приготовить раствор из

100 г гуммиарабика и 300 г столярного клея на 1/2 л воды; подогреть обе

смеси, слить вместе и погрузить в нее бумагу. Когда последняя хорошо

смочится, ее вынимают и дают ей высохнуть при обыкновенной комнатной

температуре. Обработанная таким образом бумага становится совершенно

непромокаемой и в качестве оберточной, предохраняющей предметы от

смачивания водою, может быть с пользою употребляема во многих

соответствующих случаях.

12. Несгораемая бумага. Обыкновенная бумага может быть сделана почти

несгораемой путем пропитывания ее определенными химическими веществами.

Одни из лучших рецептов этого рода следующие:

а) 5 г буры, 9 г борной кислоты, 25 г сернокислого аммония, 250 г воды.

Растворять соли следует в кипящей воде. Бумага вымачивается в теплом

растворе в течение 10-15 мин и потом сушится в подвешенном виде.

б) Обыкновенной бумаге можно придать огнеупорность, погрузив ее в

насыщенный раствор квасцов в воде и высушив. Эту операцию следует

повторить три раза после чего бумага не будет гореть даже в пламени.

в) Для придания огнеупорности бумаге или ткани, назначенным для обшивки

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав


0588736644426253.html
0588756373442735.html
    PR.RU™